четверг, 14 февраля 2013 г.

Совет по развитию местного самоуправления о произволе контрольно-надзорных органов в отношении истребования информации


31 января 2013 года прошло заседание Совета по развитию местного самоуправления, на котором были обсуждены вопросы совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления.

Уже во вступительном слове В.В.Путина был поднят ключевой вопрос заседания о необходимости совершенствования системы контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципальных органов государственной власти, которая «должна способствовать эффективному исполнению муниципалитетами возложенных на них полномочий. Не порождать иллюзию кипучей деятельности, а на деле улучшать ситуацию…».

Вопросы, которые были подняты на заседании, как мне кажется, очень актуальны. Из них я хотела бы выделить те, которые напрямую касаются вопросов управления документами. Это, прежде всего «произвол контрольно-надзорных органов в отношении истребования информации».

Об этой проблеме с примерами и фактами говорили многие участники совещания, в том числе министр регионального развития РФ И.Н.Слюняев, отметивший, что сегодня органы местного самоуправления являются объектом внимания со стороны 22 контрольно-надзорных органов и в отношении них осуществляется более 40 видов контроля и надзора. Он привел статистику количества обращений в адрес ряда муниципальных органов страны.
Пример: За 2012 год прокуратурой направлено 3112 обращений в адрес администрации города Новосибирска, свыше 1175 обращений – в адрес города Иванова, более 353 обращений – к администрации Павловского района Нижегородской области. И это без учёта обращений от остальных контрольно-надзорных органов.
Министр отметил ряд общих особенностей организации этой работы:
Из выступления И.Н. Слюняева на заседании Совета по развитию местного самоуправления, 31 января 2012 года, http://news.kremlin.ru/news/17397

Первое. Запросы  касаются предоставления информации о принятых муниципальных нормативных актах, о структуре органов местного самоуправления, о муниципальном заказе. То есть та информация, которая, как правило, размещена на официальных сайтах муниципалитетов.

Второе. Выполнение запросов часто требует предоставления больших объёмов информации на бумажных носителях. При этом государственные информационные системы и электронный документооборот практически не используются.

Третье. Сжатые сроки исполнения запросов (от двух часов до трёх дней). Приходится задействовать большое количество служащих, отвлекать их от основного функционала, от выполнения основных обязанностей. Некоторые муниципалитеты вынуждены выделять отдельные штатные единицы, которые занимаются исключительно этой работы.
Учитывая, что численность муниципальных служащих в городских поселениях составляет в среднем 10–13, а в сельских поселениях – два-три человека, то исполнение всех этих запросов в сжатые сроки является серьезной нагрузкой.

В своем выступлении министр высказал предложение о минимизации затрат муниципальных органов на подготовку запрашиваемой информации:
«Минимизировать запросы документов в бумажной форме и максимально сократить бумажный документооборот, более активно использовать регистр муниципальных правовых актов, а такой регистр сегодня существует во всех муниципальных образованиях, и многие данные, которые запрашивают контрольно-надзорные органы, можно получить из доступных источников, а также из иных информационных баз данных. Использовать более широко возможности электронного документооборота.

Важно установить разумные сроки ответов на запросы, которые не носят чрезвычайного характера, а также исключить дублирование таких запросов.»
Глава наукограда города Обнинска Александр Авдеев сообщил, что в администрацию города в 2012 году пришло свыше 600 писем и запросов, и 12 сотрудников в течение всего года готовили ответы на эти письма. Мэр города Набережные Челны (Республика Татарстан) В.Шайхразиев рассказал, что за первую половину 2012 года количество проверок было таким же, как за весь 2011 год.

Глава Республики Карелия А.П.Худилайнен предложил, чтобы, в целях сокращения количества информации, запрашиваемой в органах местного самоуправления, проверяющие органы использовали «информацию на общедоступных носителях».

Мэр города Азова Ростовской области С.Л.Бездольный также считает, что «органы местного самоуправления буквально утонули в запросах и предписаниях …», и привел следующие примеры:
«… у нас были запрошены копии всех договоров аренды земельных участков за определённый период. В нашем муниципалитете всего два сотрудника занимаются этим вопросом, и они в течение нескольких дней работали над тем, чтобы отпечатать и отдать эти документы. Естественно, что работа с гражданами, с юридическими лицами просто была остановлена.

МЧС в срочном порядке у нас запрашивало информацию, которая в распечатанном виде не умещалась в багажник легкового автомобиля.

… за последнее время на 35 процентов возросло число запросов из органов Прокуратуры.»
Он предложил дать возможность органам местного самоуправления не предоставлять информацию по запросам органов государственной власти, если она уже опубликована в средствах массовой информации или размещена на сайтах в сети Интернет.

В.В.Путин в своих комментариях по этим предложениям отметил, что такое решение можно принять, но только в том случае, если эта информация носит официальный характер. «Она должна быть соответствующим образом оформлена в средствах массовой информации либо в сети Интернет», и тогда не будет  никакого смысла запрашивать дополнительно эти сведения у местных органов власти.

Мой комментарий: Проблема не так проста, как кажется с первого взгляда, поскольку вопрос об официальной публикации документов в Интернете пока на законодательном и нормативном уровне решен только для законов, актов палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжения Правительства. Публикация этих документов осуществляется на «Официальном интернет-портале правовой информации» ( www.pravo.gov.ru ). См.
  • Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и

  • Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Вообще, нам следует быть объективными: Органы государственной власти различных уровней сами же, под аплодисменты общественности, закладывают во вновь принимаемые законы и нормативные акты различные контрольные механизмы, вводят в Кодекс об административных правонарушениях новые статьи. И когда все эти механизмы, включая новые электронные способы подачи жалоб, начинают реально работать, число как жалоб, так и проверок, естественно, возрастает – поэтому неправильно перекладывать всю ответственность за складывающуюся ситуацию на контрольные органы, их сотрудники в большинстве случаев действуют согласно законодательству.

Источник: Сайт Президента РФ
http://news.kremlin.ru/news/17397

Комментариев нет:

Отправить комментарий