среда, 6 февраля 2013 г.

Марокко: Через 55 лет после обретения независимости в стране появятся Национальные архивы


Заметка корреспондента агентства «Франс Пресс» Гиийома Кляйн (Guillaume Klein) была опубликована в периодической прессе 27 января 2013 года. 

По прошествии более чем полувека с момента обретения независимости, Марокко до сих пор не имеет Национальных архивов. Но они скоро появятся, здесь, в Рабате, в тесных «временных помещениях» - во «временной квартире», по словам его директора, который держит в своих руках весь этот проект.

Джамаа Байда (Jamaâ Baïda) получит в своё распоряжение офис в здании старой Генеральный библиотеке времен французского протектората, расположенном в нескольких шагах от стен столицы,. «Когда два года назад меня назначили на эту должность, я был один - не было ни бюджета, ни помещения. Сейчас мало-помалу дело движется», говорит историк в интервью корреспонденту «Франс пресс».

Марокканские архивисты за работой (Фото: AFP, Fadel Senna)

При входе в здание, рабочие прилагают усилия к тому, чтобы ускорить работу. На перетяжке видна надпись: «Архивы Марокко – стратегический объект». Краска на стенах совсем свежая ...

Но, несмотря на все сложности, открытие запланировано на март. «Я не собираюсь ждать до тех пор, пока  все станет идеально. Архивы, которые не открыты для публики – это замороженные архивы», решительно говорит директор.


Видеосюжет о создаваемых Национальных архивах Марокко

Уже 57 лет, как Марокко является независимым государством. Почему такая задержка с созданием архива? «Я не могу этого объяснить. Страна должна понимать, что система архивов является важной опорой современного государства», негромко отвечает Байда.

По его словам, в 1970-е годы Марокко начало что-то делать для восполнения этого «недостающего звена», когда потребовалось чем -то поддержать свои претензии на Западную Сахару, которая до тех пор была испанской колонией.

Однако пройдёт ещё более 30 лет до принятия в 2007 году закона об архивах в соответствии с рекомендациями учрежденный королем Мохаммедом VI комиссии «по справедливости и примирению» (Instance équité et réconciliation, IER).

По словам Байды, данный орган, которому было поручено расследовать допущенные в предыдущие десятилетия нарушения прав человека, попытался это сделать, но столкнулся со сложностями, связанными с отсутствием архивных документов. 

Директор Национальных архивов Марокко Джамаа Байда в своём офисе в Рабате (Фото: AFP, Fadel Senna)

 «Полное счастье!»

В итоге, получив назначение в 2011 году, Джамаа Байда столкнулся с необходимостью каким-то образом выполнить «огромный объём работ». После ряда просьб ему было выделено пять штатных должностей и помещение.

Он показывает рукой на «два погонных километра» бумаг – в основном документы начиная со времен Протектората, «охватывающие различные сферы деятельности: политику, управление водными и лесными ресурсами, горное дело ...». По его словам, «углубиться в это историческое наследие было бы крайне увлекательно для архивистов».

Остальные документы? Они рассеяны по государственным учреждениям и за рубежом, и предстоит проделать воистину титаническую работу, чтобы собрать лишь часть и только часть – учитывая нехватку места для хранения – этого документального наследия.

 «С теми несколькими комнатами, которыми мы располагает, мы могли бы, если поднатужиться, увеличить количество хранимых документов в четыре раза», говорит Байда, который обратился уже к главе правительства страны с просьбой выделить архиву более просторное здание.

Пока же Байда описывает отремонтированные с европейской помощью помещения как «временную квартиру», которая поможет ознакомить общественность с ролью и проблемами архива.

Проводимые семинары способствуют продвижению проекта, особенно в правительстве. «Люди уже спрашивали, нужно ли сдавать документы на архивное хранение. Но я бы не хотел, чтобы они сейчас начали избавляться от коробов с документами», предупреждает Байда.

Конкретным подтверждением этого прогресса является то, что государство объявило день 30 ноября ежегодно отмечаемым «Днем архивов», а возглавляющий сейчас коллектив из 23 человек Байда может рассчитывать на дополнительных людей, таких, как историк Халид Айч (Khalid Aïch) из Феса, который, надев защитную маску, в будущем читальном зале просматривает пыльные короба, найденные на террасе здания во время ремонтных работ.

Эти архивные документы «спасены», но «мы не знаем, какова судьба многих других, лежащих в сырых и холодных подвалах», поясняет Джамаа Байда.

Историк с энтузиазмом мечтает о «хороших помещениях, выделяемых муниципальными властями, о королевских указах-дахирах, говорящих о ценности культурно-исторического наследия». «У нас есть также архивы немецкого посольства в Танжере, свидетельства того времени. Такое открытие – это полное счастье!».

По его словам, формирование архива также является крупной политической вехой: «Архив обеспечивает в первую очередь доказательства, прозрачность. В отсутствии доказательств и прозрачности нет демократии, и нет верховенства закона».

Гиийом Кляйн (Guillaume Klein)

Источник: агентство Франс Пресс / YouTube
http://tempsreel.nouvelobs.com/monde/20130126.AFP1789/histoire-55-ans-apres-l-independance-le-maroc-se-dote-d-archives-nationales.html 
http://www.libe.ma/Le-Maroc-se-dote-d-Archives-nationales_a34610.html
http://www.youtube.com/watch?v=dsKRCYYHcyM

Комментариев нет:

Отправить комментарий