пятница, 26 февраля 2010 г.

Две стороны государственных «облаков»

Данная заметка была опубликована 26 февраля 2010 года на блоге фирмы Гартнер её ведущим аналитиком Андреа ди Майо (на фото)

Вчера я выступал с презентацией об «облачных» вычислениях перед группой европейских клиентов из центральных и местных органов власти, после чего прошёл семинар, который вёл мой коллега. В зале были как представители различных агентств, так и  центральной ИТ-организации (подчинённой Министерству финансов), перед которой  стоит задача рационализации и консолидации ИТ-ресурсов в масштабе всего правительства.

Мой коллега попросил участников семинара привести примеры тех инициатив, которые они рассматривают в качестве возможных кандидатов для реализации в «облачной» среде.

Очень скоро совершенно отчётливо проявилось различие точек зрения центральной ИТ-организации и отдельных агентств. Центральная ИТ-организация рассматривает облачные вычисления как средство для решения задач консолидации, таких как, использование единой конфигурации настольных компьютеров и единого инструмента для управления досье в масштабах всего правительства, динамически предоставляемых в виде «облачных» услуг. Представители же агентств подчеркивая использование «облачных» вычислений для быстрого обеспечения соответствия требованиям нового законодательства, а также как способ получить больший, а не меньший выбор в таких областях, как выбор инструментальных средств для настольных компьютеров и управление досье.

И хотя данная дискуссия была продуктивной и проходила вполне цивилизованно, она также была типичным примером неоднозначного понимания роли облачных вычислений в государственных органах. Те, кто отвечает за ИТ в масштабе всего правительства, видят облачные вычисления как решающее средство для консолидации: независимо от того, являются ли они операторами базирующихся в облаке услуг, организуют их закупку или предписывают их применение, использование «облачных» вычислений позволяет им осуществлять максимальный контроль на тем, как отдельные агентства применяют информационных технологии. Те же, кто отвечает за ИТ в отдельных агентствах, рассматривают облачные вычисления как более дешевый способ удовлетворения своих потребностей, - но также и как способ избавиться от несколько назойливого вмешательства со стороны центральной ИТ-организации.

Неясности с предложениями различных поставщиков, с моделями доставки и развертывания усугубляются существованием сильно отличающихся точек зрения и ожиданий на стороне пользователя: в конце концов, если облако опустить на землю, оно становится ... туманом.

Андреа ди Майо (Andrea DiMaio)

Источник: блог фирмы Гартнер
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2010/02/26/the-dichotomy-of-government-clouds/

5 комментариев:

  1. Добрый день! Наталья Александровна, пожалуйста, не мучайте загадками, -)) дайте пояснения: а, что, собственно, означает этот опус на тему "тихо сам с собою я веду беседу"? Или "история одного из множеств семинаров" в "облаке раздумий" аналитика Х страны Y. Что лично Вас так заинтриговало? С уважением

    ОтветитьУдалить
  2. Рада, что Вас заинтересовала эта новость. :) Судя по вопросу, Вы ещё не в курсе того, что переход на «облачные» вычисления – «горячая» тема за рубежом, а, следовательно, очень скоро этот вопрос встанет и у нас.

    Сама идея достаточно простая: вместо того, чтобы в каждом государственном органе и в каждой организации держать ИТ-отдел, создавать и поддерживать собственную инфраструктуру, закупать и поддерживать программное обеспечение – можно работать, используя Интернет-доступ к нужным программным приложениям, и даже не задумываться, где все эти сервера стоят. Именно так мы пользуемся, например, поисковиками. Среди прочего, эту технологию предлагается использовать и для делопроизводства, и для архивного хранения электронных документов.

    Привлекательная сторона - возможность крупно сэкономить, и заодно забыть про мороку с техподдержкой, обновлениями, лицензиями и т.д. Ну а об отрицательных сторонах пока что особо не говорят, и лишь немногие специалисты, такие как ди Майо, предупреждают, что у этой технологии есть и свои серьёзные проблемы

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день! Я, грешным делом, сейчас работаю над вопросом теоретической реализации конституционных прав граждан в участии управлением делами э-государства (богатейший зарубежный опыт и его попытка адаптации в России), поэтому о новой "горячей" теме узнал от Вас. Огромное спасибо! Насчет выгоды понятно: я бы присовокупил к этой выгоде а-ля сервитут на уровне государственного хранения документов Архивного фонда РФ (с понятной и внятной архитектурой учета, описания, управления и доступом) для всех источников комплектования (уже на "нижайшем уровне" жизненного цикла э-документа или "делопроизводства"). "Горячая тема" меня заинтересовала с точки зрения просчета степеней риска: 1) попасть в двойную "кабалу" от зарубежного разработчика и его отечественного посредника, 2) степень гармонизации используемых справочников (классификаторов, нормативов) с зарубежными в программных приложениях, 3) учет интересов государственной безопасности информации, 4) сопряженность интересов граждан в глобальном масштабе и т.д. Есть ли хотя бы теоретические разработки в части риска "облачных" вычислений? С уважением. С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  4. В качестве маленькой иллюстрации в необходимости учета степеней риска «облачных вычислений» представляю ссылку на справочник, выпущенный компанией Microsoft для спецслужб, рассказывающий о том, какую информацию они могут получить о пользователях онлайн-сервисов компании. С уважением. С.В. Дроков

    http://file.wikileaks.org/files/microsoft-spy.pdf

    ОтветитьУдалить
  5. …попасть в двойную "кабалу" от зарубежного разработчика и его отечественного посредника

    Этот вопрос обсуждается. Есть мнение, что если будут стандарты на оказание «облачных» услуг (позволяющие, например, «забрать» свои данные у одного провайдера и отдать их другому), то «рабства» у одного поставщика можно будет избежать.

    … учет интересов государственной безопасности информации

    Сейчас, кажется, наступило осознание, что государство должно создать собственное «облако» (на своих площадках, либо с привлечением доверенных поставщиков), а не пользоваться чем попало.

    Серьёзные эксперты согласны, что уход организаций «в облака» может привести к потере ими контроля над своей информацией. Есть также и опасность появления «единой точки отказа»

    … сопряженность интересов граждан

    Я бы сказала так: при умном использовании облачной технологии, граждане могут выиграть – в первую очередь из-за того, что решат свои ИТ-проблемы местные органы власти, которые к гражданам ближе.

    … степень гармонизации используемых справочников (классификаторов, нормативов) с зарубежными в программных приложениях

    Это, думаю, как раз не проблема – за хорошие (не без этого!) деньги поставщик наладит любые справочники и классификаторы.

    Есть ли хотя бы теоретические разработки в части риска "облачных" вычислений?

    Публикаций на эту тему сейчас, пожалуй, слишком много, за ними сложно уследить. Наверное, какие-то теоретические разработки уже появились :) У меня складывается впечатление, что ИТ-специалисты, да и многие специалисты по электронному правительству, пока смотрят на эту технологию сквозь розовые очки. Ну а наиболее критически настроены специалисты по управлению документами. И почему-то меня это не удивляет. :)

    ОтветитьУдалить