суббота, 6 февраля 2010 г.

Электронный кадастровый учет не за горами

Регистрация прав собственности для любого государства дело серьёзное. Поэтому, помимо «архивных» вопросов (см. http://rusrim.blogspot.com/2010/02/blog-post_5672.html ), в недавно утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 «Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» меня заинтересовало, планирует ли министерство использовать электронные документы в ходе исполнения этой важной функции.

Итоги соответствующего анализа порадовали. Среди основных задач, которые планируется решить, названы следующие:
«Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» (утв. Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534)

  • технологическое объединение обособленных в настоящее время информационных систем и создание единого информационного ресурса (единой федеральной информационной системы, объединяющей ЕГРП и ГКН на электронных носителях), обладающего полной информацией об объектах недвижимости и правах на них (устранение дублирования информации и согласование сведений в информационных базах и др.);

  • создание эффективной регистрационно-учетной технологии на основе единства информационных ресурсов и внедрения системы электронного документооборота;
Интересно и то, что Минэкономразвития планирует реализовать систему «регистрации сделок с объектами недвижимости на основе использования ЭЦП», причем в документе подчеркивается, что «такая технология позволяет привлекать к учетно-регистрационным услугам, в частности, нотариусов, а также иных авторизованных пользователей». Это очень важный момент, поскольку, хотя об электронном нотариате у нас иногда вспоминают, но никаких законодательных инициатив в этом направлении пока не наблюдается.

Министерство называет и основную проблему, существенно ограничивающую возможности электронной регистрации:
«Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» (утв. Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534)

… в Российской Федерации ограничивающим фактором широкого применения технологий электронного взаимодействия при осуществлении регистрации прав является большое количество недвижимого имущества, права на которое возникли до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое и имущество и сделок с ним» и записи о которых в ЕГРП до настоящего времени отсутствуют. Регистрация прав на такие объекты потребует предоставления бумажных оригиналов правоустанавливающих документов в места приема документов.
Ещё одним препятствием для создания единого государственного информационного реестра, по мнению министерства, может стать проблема межведомственного взаимодействия, поскольку оно до сих пор она осуществляется на бумажных носителях:
«Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» (утв. Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534)

Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета копии документов, в соответствии с которыми изменены те или иные характеристики недвижимого имущества.

В силу большого количества объектов недвижимости и характеристик таких объектов реализация данной нормы путем предоставления бумажных документов не обеспечивает обновления сведений ЕГРП и ГКН в полном объеме. В результате предоставляемые сведения из указанных информационных ресурсов могут содержать устаревшие характеристики недвижимого имущества и привести, в том числе, к невозможности совершения сделок с недвижимым имуществом (в связи с отказом банка в оформлении кредита под залог недвижимости, отказом органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство и т.д.).

Поэтому потребуется обеспечить внедрение технологий электронного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях своевременной и полной актуализации характеристик недвижимого имущества.
В документе перечислены также и изменения в законодательстве, планируемые с целью реализации Концепции. Меня, в первую очередь, интересовала регламентация использования электронных документов и электронного документооборота.
План подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости

№ п/п Содержание Документ Сроки подготовки (принятия) Ответственные исполнители
1.6 Объединение норм положений Закона о регистрации и Закона о кадастре в единый Закон, внесение в иные законодательные акты изменений, обеспечивающих: Проект федерального закона Март 2012 г. Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр
- уточнения порядка использования юридически значимых документов, полученных в порядке предоставления сведений из ЕГРП и ГКН (при предоставлении земельных участков, оформлении наследственных правоотношений и т.п.), в электронной форме (электронных выписок);
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями, за счет установления требования о получении таких документов в порядке межведомственного информационного и документационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
2.4 Установление возможности направления запросов о предоставлении сведений из ЕГРП посредством почтового отправления либо электронных средств связи, а также получения соответствующих сведений из ЕГРП с использованием указанных способов взаимодействия с заявителями. Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 Ноябрь 2009 г. Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр
2.5 Введение требования о размещении в сети "Интернет" на официальном сайте органа, осуществляющего регистрацию прав и кадастровый учет, общей аналитической информации, полученной на основании сведений ЕГРП, ГКН и публичное размещение которой не нарушает права и законные интересы правообладателей. Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 Ноябрь 2009 г. Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр
2.8 Определение порядка представления заявления о постановке на кадастровый учет с необходимыми документами в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, а также порядка подтверждения получения органом по регистрации прав и кадастровому учету документов, представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, и засвидетельствования верности электронного образа таких документов. Приказ Минэкономразвития России Март 2010 г. Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр
2.14 Установление особенностей информационного взаимодействия недвижимости органа, осуществляющего регистрацию прав и кадастровый департамент учет, и органов государственной власти и местного самоуправления в электронном виде. Проект постановления Правительства Российской Федерации Март 2010 г. Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр
2.15 Установление требований к форматам документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ГКН Приказ Минэкономразвития России Март 2010 г. Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр
Планы достаточно обширные; посмотрим, как всё это будет реализовываться на практике.

 Источник: kadis.ru
http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=43659

Комментариев нет:

Отправить комментарий