Далеко не все граждане России горят желанием пользоваться универсальной электронной картой, и хватает и тех, кто собирается от неё отказаться. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 № 517 утвержден «Порядок аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования». Минюст России зарегистрировал приказ лишь 29 декабря 2012 года, и он вступит в силу 26 января 2013 года.
Процедура аннулирования универсальной электронной карты (УЭК) подразумевает создание федеральной уполномоченной организацией (ФУО) и уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации (УОС) условий, исключающих, как сказано в документе, «возможность доступа к любой зафиксированной на ней [карте] информации о пользователе УЭК, а также исключающих возможность использования УЭК для получения государственных, муниципальных и иных услуг в случае отказа гражданина от ее использования» (п.2).
Мой комментарий: Интересно, каким образом исключить доступ к информации о владельце УЭК, отпечатанной на её поверхности? Или словечко «любая» относится лишь к информации на чипе карты? Здесь полезно напомнить, что специалисты многократно демонстрировали возможность взлома чипов электронных идентификационных карт различных стран, а уж считать информацию с магнитной полосы – вообще не проблема…
Аннулирование УЭК осуществляется на безвозмездной основе на основании заявления об отказе от использования карты, поданного пользователем или его уполномоченным представителем в выдавшую УЭК уполномоченную организацию субъекта РФ (п.3), в том числе при замене УЭК в случае изменения фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность.
В заявлении на аннулирование, помимо прочего, нужно будет указать номер УЭК или страховой номер индивидуального лицевого счета пользователя УЭК. Заявитель вправе потребовать, чтобы ему в электронной форме либо почтовым отправлением (по его выбору) было направлено уведомление о завершении процедуры аннулирования УЭК.
Подлежащая аннулированию УЭК сдается заявителем в УОС одновременно с подачей заявления. В случае утраты УЭК заявитель сообщает об этом в заявлении (п.4).
УОС при принятии заявления осуществляет проверку документов, удостоверяющих личность заявителя, принадлежность ему подлежащей аннулированию карты, а также проверку соответствия указанных в заявлении сведений о пользователе УЭК информации в реестре УЭК, содержащем сведения о выданных на территории субъекта Российской Федерации УЭК (п.5).
Мой комментарий: Описанная процедура слегка отдает бюрократическим кретинизмом. Кто бы ни принес УЭК на аннулирование, её нужно тут же как минимум заблокировать – и уже потом разбираться с личностью заявителя. С моей точки зрения, расхождение сведений в реестре с данными в заявлении (а таких случаев по разным причинам будет не менее 3-5%) не должно препятствовать аннулированию конкретной карты, и «дальнейшее выяснение отношений» нужно лишь для выяснения права заявителя на получение новой карты либо на отказ от дальнейшего использования УЭК.
При отсутствии информации о пользователе УЭК в реестре субъекта УОС отказывает заявителю в принятии заявления с указанием причины отказа.
Мой комментарий: Какая прелесть! То есть, если информации о пользователе нет в реестре, то гражданину просто отказывают в аннулировании карты. А кто должен будет разбираться, почему в реестре нет этих сведений? И что делать с УЭК в этом случае, просто отдать владельцу? (Если это, допустим, чужая или поддельная карта, то сохранится возможность злоупотреблений с её помощью!).
При наличии информации о пользователе УЭК в реестре, УОС в день принятия заявления осуществляет регистрацию заявления и направляет в ФУО информацию о принятии заявления, а также информацию, необходимую для аннулирования УЭК.
Мой комментарий: Почему не сказано о том, что карта немедленно должна быть заблокирована? Или государственные органы способны учиться только на собственных ошибках?
ФУО в день получения соответствующей информации от УОС вносит информацию об аннулировании УЭК в единый реестр УЭК, содержащий сведения о выданных на территории Российской Федерации УЭК, и передает информацию об аннулировании УЭК в УОС (п.6). УОС обеспечивает внесение в реестр субъекта информации об аннулировании УЭК не позднее следующего рабочего дня с даты получения соответствующей информации от ФУО.
УОС уведомляет заявителя об аннулировании УЭК способом, указанным в заявлении, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения информации об аннулировании УЭК в единый реестр (п.7).
Мой комментарий: Отправка уведомления об аннулировании (особенно в электронном виде) - это, конечно, настолько технически сложная и трудоёмкая операция, что даже удивительно, почему на её выполнение не установлен, скажем, месячный срок! Менее отсталые государственные органы давно уже научились автоматически формировать и отправлять такого рода уведомления.
УЭК считается аннулированной с момента внесения информации об аннулировании УЭК в единый реестр (п.8). При этом УОС обеспечивает уничтожение УЭК (при наличии), в том числе уничтожение интегральных схем, магнитной полосы, поверхности карты и составляет акт об уничтожении УЭК, о чем уведомляет ФУО в течение трех рабочих дней.
В случае отказа гражданина от получения выпущенной на его имя УЭК или неявки гражданина за получением УЭК, она возвращается для хранения в УОС и подлежит аннулированию по истечении одного года со дня принятия УОС возвращенной карты на хранение (п.9). Данные о пользователе УЭК, а также информация об аннулировании УЭК подлежат бессрочному хранению в реестре субъекта (п.10).
Мой комментарий: Таким образом, очередной раз сведениям в реестре установлен постоянный срок хранения.
Мой комментарий: Данный Порядок дает ответы на ряд вопросов, которые я ставила, когда рассказывала о рассмотрении в Конституционном Суде жалобы граждан на действующие законодательные нормы, позволяющие, по их мнению, органам государственной власти для организации выпуска универсальной электронной карты (УЭК) использовать и распространять информацию о частной жизни граждан без их согласия (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 1961-О, а также мой пост http://rusrim.blogspot.ru/2013/01/c.html ).
Этот документ, однако, так и не дает ответ на вопрос о том, как гражданин может «не допустить использования его персональных данных в целях выпуска универсальной электронной карты», т.е. воспользоваться той возможностью, на которую ссылался Конституционный Суд. Более того, как мне кажется, положения Порядка как раз подтверждают обоснованность беспокойства граждан относительно возможности выпуска УЭК без их согласия, а значит, и передачи их персональных данных.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140799
Комментариев нет:
Отправить комментарий