Данная статья ведущего аналитика компании Gartner Андреа ди Майо (Andrea Di Maio) была опубликована на блоге компании 15 января 2013 года.
Вчера у меня была ещё одна беседа с клиентом - на этот раз с представителем среднего по размеру муниципального образования на севере Европы - на тему экономической отдачи от открытых данных. Мы обсуждали ту же самую проблема, которую я поднимал в конце прошлого года (см. http://rusrim.blogspot.ru/2012/12/blog-post_3.html ): никто не оспаривает потенциальную отдачу от открытых данных в длительной перспективе, но может стать проблематичным поддержание темпа работ (и выделение времени, денег и управленческих ресурсов) на нечто, что даст плоды лишь в достаточно отдаленном будущем, - в то время, когда необходимо прямо сейчас решать более насущные проблемы в условиях ужесточающихся бюджетных ограничений.
Одной веры в открытые данные недостаточно, как недостаточно и многочисленных примеров, демонстрирующих пользу от них, о которых продолжают рассказывать евангелисты открытых данных. Открытые данные должны также помогать с решением проблем сегодняшнего дня, с тем, чтобы завоевать доверие и поддержку, необходимые для того, чтобы в будущем действительно получить от них экономическую отдачу.
Хотя многие согласны с тем, что открытые данные могут способствовать достижению более близких целей, таких как улучшение прозрачности межведомственного взаимодействия и обмена данными, или привлечение граждан к решению конкретных проблем, - однако для того, чтобы такая работа шла более систематически, требуется смена акцентов и изменения в лидерстве.
Акцент должен быть сделан на то, чтобы нацелить усилия - будь то сбор идей, разработка гражданами «контрольных панелей» или мобильных приложений, - на определенные, конкретные проблемы, которые государственным органам необходимо решить.
Можно было бы возразить, что это принципиально не отличается от подхода, согласно которому граждане предлагают своё видение существующих проблем и соответствующие решения. Здесь есть, однако, важное различие: обычно так получается, что граждане и другие заинтересованные стороны вольны по своему усмотрению использовать любые интересующие их данные. Необходимое изменение заключается в том, чтобы побудить их помогать государственным органам решать проблемы в том ключе, в котором их видят эти органы,
Иными словами, хотя граждане, несомненно, по прежнему будут вольны придумывать любые способы применения для любых открытых данных, которые они считают важными, они, однако, должны получать поощрения, награды, призы только за те приложения открытых данных, которые отвечают четким требованиям государства. Граждане в этом случае будут как бы на службе у государства, а не наоборот. Для тех, кого может обеспокоить то, что таким образом пропагандируется неприемлемое изменение ответственности, поскольку государство находятся на службе у граждан, а не наоборот, поясню: я имею в виду, что граждане должны помогать государственным органам их обслуживать.
Лидерство в инициативах открытых данных должно перейти от людей, имеющих дело с коммуникациями, вовлечением граждан и т.п., к тем, кто несёт ответственность за эффективность работы государственных органов и за бюджеты. В опубликованной несколько лет тому назад фирмой Гартнер модели зрелости открытого правительства (Open Government Maturity Model) мы сказали, что признаком зрелости открытого правительства является ситуация, когда ответственность за это направление деятельности несёт директор по финансам, а не ИТ-директор или директор по связям с общественностью. Открытые данные должны стать инструментом для решения проблем с ресурсами и услугами, прежде чем (или одновременно) рассматриваться как инструмент обеспечения прозрачности и получения экономической отдачи.
Весьма примечательно, что почти всегда мне приходится обсуждать эту тему с клиентами, которые сами уже почти пришли к тем же выводам, но часто опасаются пойти на подобные шаги, боясь столкнуться с политической оппозицией со стороны тех, кто твердо верят в непорочность подхода, когда гражданам позволяется делать с открытыми данными все, что им заблагорассудится. Эти две точки зрения не являются противоположными, но, несомненно, апологетам открытых данных пора прекратить «бить в барабаны» отдачи, которая будет получена в долгосрочной перспективе, и, засучив рукава, начать «продавать» краткосрочную отдачу с точки зрения государственных органов.
Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)
Источник: блог фирмы Gartner
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2013/01/15/could-governments-run-out-of-patience-with-open-data/
Комментариев нет:
Отправить комментарий