Вопросы, связанные с использованием универсальных электронных карт (УЭК) уже давно являются предметом ожесточенных споров между их сторонниками и противниками УЭК и регулярно рассматриваются в судах различных уровней.
На этот раз в Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба о том, что ряд положений федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает право органов государственной власти для организации выпуска универсальной электронной карты использовать и распространять информацию о частной жизни граждан без их согласия (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 1961-О).
Суть дела
В своей коллективной жалобе в Конституционный Суд граждане К., П. и Т. оспаривали конституционность части 1 статьи 26 федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой с 1 января 2014 года универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты. Выпуск универсальной электронной карты осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации обязаны предоставить уполномоченной организации субъекта Российской Федерации доступ к информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, в порядке, установленном Правительством РФ.
Гражданам К., П. и Т. решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящим судом, было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании закона города Москвы от 9 марта 2011 года № 8 «Об универсальной электронной карте» на том основании, что данный закон не нарушает права заявителей и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение, как предусматривающее право органов государственной власти для организации выпуска универсальной электронной карты использовать и распространять информацию о частной жизни граждан без их согласия, противоречит статье 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в октябре 2012 года рассмотрел по требованию граждан К., П. и Т. вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации и не нашел для этого оснований.
Суд отметил, что оспариваемое заявителями положение статьи 26 федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает возможность использования для выпуска универсальной электронной карты имеющиеся у государственных органов и внебюджетных фондов персональные данные только тех граждан, кто не обратился с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты или не подал заявления о выдаче им данной карты.
При этом органы государственной власти предварительно публикуют в соответствующем печатном издании извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года такие заявления, а гражданин в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня опубликования извещения, вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.
На этом основании суд сделал вывод о том, что гражданин имеет возможность не допустить использования его персональных данных в целях выпуска универсальной электронной карты.
Защиту персональных данных от неправомерного использования и распространения обеспечивают также и нормы федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», предусматривающие, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (статья 5); оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных (статья 19).
Такое регулирование, по мнению суда, направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, и в то же время на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, - и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего защиту и ограниченное использование персональных данных, оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.
На этих основаниях Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы граждан К., П. и Т., поскольку она не отвечает требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
Мой комментарий: Как мне кажется, вопрос о передаче персональных данных данной категории лиц для выпуска универсальных электронных карт достаточно серьезный. Например, куда гражданин должен подавать заявление об отказе от получения карты? И каким образом государственные органы и внебюджетные фонды будут фиксировать факт отказа в своих системах обработки персональных данных? Имею ли эти системы функциональные возможности при подготовке выборки информации для передачи в уполномоченную организацию блокировать передачу сведений об «отказниках»? Что будет происходить, если «отказник» передумает (а затем ещё раз передумает)?
Кроме того, стоит учитывать, что в законодательстве заявление, которое должен подать гражданин, явно названо заявлением об отказе в получении карты, т.е. на практике данные на гражданина до получения от него заявления уже могут быть переданы в выпускающую карты организацию и карта уже может быть изготовлена.
Поскольку сейчас ряд регионов уже заявил о начале выдачи УЭК, судебная практика, скорее всего, не заставить себя ждать и позволит увидеть наиболее острые проблемы.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137997
Комментариев нет:
Отправить комментарий