пятница, 25 января 2013 г.

По мнению Минфина, подписанные неквалифицированной электронной подписью документы для целей налогообложения применяться не могут


Описывая положения Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», я постоянно подчеркиваю, что потенциальным камнем преткновения при его применении могут стать споры о том, какими видами электронной подписи можно / нужно подписывать те или иные виды электронных документов.

Этот вопрос возникает сейчас у многих организаций, и их в первую очередь интересует, какие виды подписей удовлетворят налоговые органы при проведении налогового контроля с 1 июля 2013 года, когда перестанет действовать закон «Об электронной цифровой подписи».

Одна из организаций адресовала Министерству финансов следующий вопрос:
С 1 июля 2013 г. организация будет формировать электронные документы, заверяемые усиленной неквалифицированной ЭП. В договорах, заключаемых организацией, в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ сторонами будет установлено, что документ, подписанный усиленной неквалифицированной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Будут ли с 1 июля 2013 г. электронные документы (в том числе документы, подтверждающие заключение сделки), подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаваться документами, подтверждающими полученные доходы/понесенные расходы для целей налога на прибыль и равнозначными первичным документам, оформленным на бумажном носителе, заверенным подписями уполномоченных лиц и печатью организации?
Организацию беспокоило то, что в федеральном законе от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившем в силу с 1 января 2013 года, установлено (п.5. ст.9), что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (без уточнения вида электронной подписи).

Министерство финансов РФ своим письмом от 25 декабря 2012 года № 03-03-06/2/139 распространило ответ, подготовленный  Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики. Департамент отметил, что случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Налоговым кодеком не определены.

Поэтому, по мнению Департамента, «для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».

Мой комментарий: Радует понимание Министерством финансов того, что мнение его Департамента «имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

Дело в том, что в Налоговый Кодекс федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»» было внесены положения, согласно которым усиленной квалифицированной электронной подписью подписываются:
  • налоговые декларации при сдаче отчетности в электронном виде (ст.80),

  • счета-фактуры в электронном виде (ст. 169),

  • заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченных или взысканных налога, сбора, пеней, штрафа (ст.78 и 79),

  • заявление о возмещении налога (ст. 176).
Никаких требований к другим видам документов, а уж тем более к документам бухгалтерского учета, там нет. С моей точки зрения, это означает, что организации имеют право использовать и другие виды электронных подписей, в зависимости от достигнутых между собой договоренностей. При этом, конечно, нужно быть готовыми к тому, что налоговые органы, особенно на первых порах, могут попытаться предъявить претензии к используемому виду электронной подписи и на этом основании отказаться принимать соответствующие электронные документы. Потребуется определенное время и на то, чтобы сформировалась судебная практика по данному вопросу.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=118765

Комментариев нет:

Отправить комментарий