четверг, 10 января 2013 г.

Открытые данные: Как из пиар-игрушки их превратить в серьёзный инструмент развития экономики?


Об открытых данных сейчас активно пишут, в том числе и весьма умные и уважаемые люди. Собственных оригинальных мыслей, правда, высказывается немного, но зато достаточно толково пересказываются зарубежные материалы (преимущественно американские), рекламирующие это направление расширения открытости и прозрачности государственного управления.

К сожалению, подавляющее большинство пишущих об открытых данных никогда не пробовало (и вряд ли когда попробует) взять хоть какой-нибудь из выложенных наборов данных и постараться выжать из него хоть что-то полезное для себя. Думаю, «розового» политкорректного энтузиазма сразу стало бы намного меньше.

Вавилонская башня «открытых данных»

На днях я решила (конечно, не без помощи более подкованных в этом деле знакомых) вспомнить былые эксперименты по программированию и повозиться с открытыми данными, которые начали выкладывать «пилотные» государственные органы. Эксперимент оказался весьма поучительным. Первое, с чем я столкнулась, так это с тем, что выложенные данные, возможно, кому-то и пригодятся – но мне они неинтересны. Мне предлагается использовать то, что дают. Это, может быть, и неплохо для «вольных художников», ищущих возможность подзаработать на стартапах, однако при таком подходе «открытые данные» трудно включать в серьёзную деловую деятельность профессионала или компании, которые уже выбрали свою специализацию.

Я думаю, что для того, чтобы движение «открытых данных» превратить из пиар-проекта для госорганов и развлечения для любителей конкурсов по созданию забавных, но не слишком полезных приложений для смартфонов в серьёзный стимул развития экономики, нужно, в первую очередь, тесно связать его с исполнением на деле давно уже существующего, хорошего, но пока что не работающего законодательства о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволяет заинтересованному лицу или организации запросить у государственных органов именно ту информацию, которая его интересует, а не копаться в информационной барахолке в надежде найти что-то полезное. Кроме того, как показал опыт западных стран, активное использование такого законодательства стимулирует раскрытие государственными органами той информации, которая реально востребована, а не той, которую проще и безопаснее выложить на своём портале открытых данных «для галочки» (каюсь, как консультант я сама рекомендую государственным органам именно так и поступать на данном этапе :) )

Второй момент, в общем-то, был ожидаем. Выложенные наборы открытых данных (даже совсем простенькие) плохо описаны – дан самый минимум информации, позволяющий работать с данными, однако для их осмысленного использования и какого-то программирования набор данных приходится изучать самостоятельно. В этой области я не жду чудес: по собственному опыту знаю, что создание толкового описания подобных информационных продуктов часто оказывается более трудоемким, чем собственно создание продукта, и в отсутствие собственной заинтересованности государственные органы силы и средства тратить на это не станут. Решение проблемы можно было бы поискать, в том числе, на пути создания партнерских отношений: заинтересованная в коммерческом использовании определенных государственных данных коммерческая организация могла бы оплатить дополнительные усилия, необходимые для повышения качества и более детального описания раскрываемых данных. Альтернативой является проведение своими силами серьёзной исследовательской работы, которую, возможно, придётся повторять при каждой актуализации набора данных.

Следующий вопрос, о котором редко вспоминают, заключается в том, что поиск готовых простых и удобных инструментов для работы с открытыми данными в типовых форматах (если такие вообще есть) считается делом рук самих пользователей. Нужно ли говорить о том, что если с Excel-таблицей худо-бедно могут справиться многие (и соответствующее программное обеспечение есть практически у всех), то число граждан, имеющих навыки и программное обеспечение для работы с XML-файлами куда более ограничено? Наверное, если продвигать «открытые данные» всерьёз, следовало бы сразу же создать и централизованный ресурс, рассказывающий о тех инструментах, которые позволят с этими данными работать. Особенно могут быть полезны средства для построения графиков с географической привязкой (как минимум, с поддержкой отображения данных для различных территориально-административных образований).

Наконец, встаёт вопрос и о правовой ответственности за достоверность информации и последствия её использования. Если государственный орган ещё можно привлечь к ответственности в случае раскрытия недостоверных сведений в ответ на запрос на основании закона 09.02.2009 № 8-ФЗ, то за «открытые данные» государственные органы пока что отвечать не собираются, что прямым текстом сказано в условиях их использования.

Как видите, я даже не упоминаю вопрос качества данных и проблему их актуализации, поскольку проблемы с использованием открытых данных начинаются гораздо раньше…

Комментариев нет:

Отправить комментарий