среда, 18 августа 2010 г.

Беларусь: Принят закон о государственных секретах

19 июля 2010 года в Беларуси был принят Закон о государственных секретах №170-З. Государственные секреты, согласно ст.16, подразделяются на две категории: государственную тайну и служебную тайну – однако, как станет видно из дальнейшего, в российской терминологии, это закон о именно государственной тайне.

В ст.14 приведен обширный список сведений, которые могут быть отнесены к государственным секретам, заканчивающийся пунктом:
Статья 14. Сведения, которые могут быть отнесены к государственным секретам

К государственным секретам могут быть отнесены:

  • иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.
В короткой ст.15 указано, какие сведения не могут быть отнесены к государственным секретам:
Статья 15. Сведения, которые не могут быть отнесены к государственным секретам

К государственным секретам не могут быть отнесены сведения:
  • являющиеся общедоступной информацией, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

  • находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.
Интересны определения видов тайны, данные в ст.16:
Статья 16. Категории государственных секретов

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна — сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна — сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.
Таким образом, в соответствии с данным законом, государственная и служебная тайна имеют одну природу, и отличаются лишь степенью ущерба для национальной безопасности. В России и то, и другое подпадает под определение «государственной тайны», но при этом круг сведений, которые могут быть отнесены к тайне, по российскому законодательству не такой широкий:
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
В России пока нет специального закона о служебной тайне. В законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, проводится, однако, четкое различие между государственной и служебной тайной. Российское определение служебной тайны можно найти в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188:
Перечень сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188)

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
Возвращаясь к закону Республики Беларусь, становится понятным распределение степеней и грифов секретности:
Статья 17. Степени секретности

Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

для государственной тайны — «Особой важности», «Совершенно секретно»;

для служебной тайны — «Секретно».
Для государственной тайны и служебной тайны установлены различные сроки засекречивания – соответственно, до 30 лет и до 10 лет (ст.22). В итоге основной массив секретных документов будет храниться не более 10 лет – более прогрессивный подход по сравнению с Россией, где все документы, содержащие государственную тайну, могут оставаться секретными до 30 лет.

В статье 23 о рассекречивании законом установлено, что «При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности». Это, конечно, сложившаяся практика, но во многом именно из-за неё тормозится работа по рассекречиванию – приходится выполнять трудоёмкую работу по простановке на каждом листе рассекреченного дела штампиков, аннулирующих гриф. Свои сложности могут возникнуть при рассекречивании электронных документов. Поэтому, с моей точки зрения, подобным положениям место в подзаконных актах, в которые, при необходимости, проще внести изменения.

В современных условиях сомнительна целесообразность ст.24, устанавливающую право собственности Республики Беларусь на государственные секреты:
Статья 24. Право собственности на государственные секреты

Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.
Такая статья не стимулирует частные инвестиции, например, в те направления науки и техники, результаты которых тем или иным образом касаются вопросов обороны и национальной безопасности. Более разумным представляется российский подход, когда права собственности в связи с засекречиванием лишь ограничиваются, но не отбираются.

Закон вступает в силу спустя 6 месяцев после его официального опубликования, т.е. в начале 2011 года.

Источник: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
http://www.pravo.by/pdf/2010-184/2010-184(014-064).pdf

8 комментариев:

  1. В РФ см. законопроект № 404643-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (об уточнении понятийного аппарата)

    ОтветитьУдалить
  2. Карточка (и текст) этого законопроекта здесь.

    Законопроект пытается "утрясти" терминологию, порой делая это несколько странно. Так, авторы, видимо, считают термин "конфиденциальная информация" недостаточно четко определенным (и в этом они, пожалуй, правы), и заменяют его в одних случаях словами "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности" (всё сразу стало ясно, правда?), а в других используя формулировку "информация ограниченного доступа". Мне кажется, что новый вариант 1 - непомерно длинный, и ничего при этом толком не объясняет.

    Наши пуристы также "наехали" на IMHO хорошее слово "раскрытие" (информации), предлагая заменить его на "предоставление". Я бы этого делать не рекомендовала - при этом теряется определённый смысловой оттенок (раскрывается обычно информация, которая ранее была заинтересованному лицу недоступна, а предоставляться может и свободно доступная информация); и, кроме того, сложнее будет переводить ходовой англоязычный правовой термин disclosure.

    ОтветитьУдалить
  3. Термин "раскрытие" информации не совсем соответствует жизненному циклу информации ограниченного доступа. Ведь срок ограничения не вечен. Даже для С и СС максимальный предел достигает 5-10 лет (см. Указ Президента). После чего, с соблюдением регламента (см. Инструкцию сами знаете какую; точное название дать не позволяет тот же Указ), подлежит снятие грифа (пометы). На протяжении десятилетий привлекаемые в данную область знания ИТ-специалисты муссируют "коммерческую тайну" как могут (муссирование их хлеб; забавные такие ребятишки :), не рассматривая сроки ограничений. Законопроект позволит нивелировать некоторые явные перекосы и в этом... Затем информация не "раскрывается", а именно предоставляется, что находит отражение в ряде специализированных учетных форм (фиксирующие: лицо, право, форму доступа (их несколько), способ и т.д.) Например, гражданин РФ вправе потребовать информацию (за строгим исключением) и держатель информации может ему "предоставить" ее в виде выписки, а не целиком. То есть Вы понимаете в чем коренное отличие "раскрытия" от "предоставления"... Данная тема специальная. Более детально раскрывать ее рекомендуется в узких кругах специалистов.

    ОтветитьУдалить
  4. В общем-то, я за "раскрытие" на баррикады не пойду - пусть будет "представление", если большинству этот термин нравится больше :)

    Ведь срок ограничения не вечен. Даже для С и СС максимальный предел достигает 5-10 лет (см. Указ Президента).

    Да ну что Вы! Типовое ограничение - 30 лет, и при необходимости возможно неограниченное продление: "Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны." - "Закон о государственной тайне", ст.13

    ОтветитьУдалить
  5. Внимание! 30 лет для какой литеры (!!) ограничения? Данная тема специальная. Более детально раскрывать ее рекомендуется в узких кругах специалистов.

    Вот ДСП-шку можем обсуждать сколь угодно :))

    ОтветитьУдалить
  6. Насчет ДСП-шки. В теме «Чем занимается электронный архивист» обсуждается профессиональный опыт электронной Линды, которая с «мешком собирает, что ни попади» :)) Предположим, что в условиях РФ, ей в этот «мешок» кинули дискету, где имеется хоть один э-документ с «живой» пометой (грифом) ДСП. А она этот э-документ «транспортировала» в э-архив без каких-либо учетных сопровождающих документов (то есть взяла на себя всю полноту ответственности за гриф, доступ, срок его действия). Что произойдет с э-архивом? Правильно, в условиях «живого» грифа на него (архив) всецело распространится гриф ограничения в доступе. Ведь электронная Линда по всему не знакома с азами систематизации документов (см. опыт американских коллег Jennifer Wright, Mark A. Greene (University of Wyoming) and Dennis Meissner (Minnesota Historical Society) Ну и о каких исследователях можно говорить то? :)) Поэтому законопроект № 404643-5 очень важный в управлении грифом ограничения доступа к информации.

    ОтветитьУдалить
  7. Понятие «служебной тайны» и гриф ДСП сейчас законами не определены, и «висят» на «Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233).

    Висят хлипко, поскольку закон о доступе к государственной информации позволяет эту информацию затребовать – согласно этому закону, «Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом».

    ОтветитьУдалить
  8. При этом следует помнить о «Перечне обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти» (см. постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477), где под номер 18 числится: «Отметка о конфиденциальности»

    ОтветитьУдалить