В Постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 5 августа 2010 г. № 233 «О возможности формирования электронных архивов федеральных судов общей юрисдикции» приведены интересные данные, иллюстрирующие остроту проблемы хранения бумажных документов, а затем сформулированы планы создания архивов электронных судебных дел.
В Постановлении приводятся следующие данные:
«Вопрос хранения судебных документов актуален для судов общей юрисдикции. Во многих судах нет мест для хранения дел и других документов. Практика ведения архивов в судах общей юрисдикции сложилась давно и сохраняется в неизменном состоянии как в судах районного, так и областного звена. Суды испытывают трудности с выделением и обустройством отдельных специализированных помещений для архивов, поэтому и обращение к информации требует довольно много времени и больших затрат человеческого труда.Мой комментарий: Сопоставление количества дел и площади хранения показывает, , что архивные помещения забиты до отказа. Общее количество хранимых документов, в пересчете на длину полок, составляет от 1000 до 2000 погонных километров документов.
На сегодняшний день в архивах судов общей юрисдикции находится на хранении более 120 млн. гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Из них общее количество судебных дел со сроком хранения до 5 лет составляет 59,8 млн. единиц; до 10 лет — 9,7 млн. единиц; свыше 10 лет — 11,2 млн. единиц; постоянного срока хранения — 6,6 млн. единиц.
Архивные помещения федеральных судов общей юрисдикции занимают площадь около 155000 кв. метров, что вдвое меньше нормативов, предусмотренных Сводом правил по проектированию и строительству (СП 31-104-2000) зданий судов. В то же время затраты на содержание этих площадей значительны».
В Постановлении указывается, что создание системы электронных архивов позволит решить следующие актуальные задачи:
- Создать электронный архив материалов всех дел, судебных решений, аудио- и видеопротоколов судебных заседаний;
- Обеспечить удобный и оперативный доступ к информации непосредственно с рабочих мест сотрудников суда;
- Предоставить расширенные возможности поиска, в том числе возможность проводить поиск по тексту документов;
- Гарантировать сохранность и неизменность всех электронных документов;
- Контролировать поступление документов в архив и автоматизировать процесс представления отчетности;
- Предоставить доступ к публичной части архива через сеть "Интернет".
- отсутствие готового решения,
- необходимость проведения предварительных мероприятий,
- ограниченное финансирование
Первый этап - Создание участков сканирования судебных документов. На первом этапе планируется провести оснащение участками сканирования всех областных и равных им судов до конца 2011 года включительно.
Второй этап - Областные и равные им суды будут оснащены электронными архивами (к сожалению, в документе не расшифровывается, что под этим имеется в виду – Н.Х.) с обеспечением санкционированного доступа пользователей к юридически значимым документам — до конца 2015 года.
Оснащение остальных судов предлагается осуществлять с 2015 до конца 2020 года, при условии решения вопроса о дополнительного финансирования этой работы.
Совет судей РФ в Постановлении отметил и то, что, «учитывая большой объем и сложность этой задачи, на предварительном этапе целесообразно проведение научно-исследовательской работы (НИР), что позволит более полно учесть особенности судов, найти наиболее эффективные решения, снизить риски при проведении организационно-технических мероприятий».
Президиум Совет судей Российской Федерации постановил: «Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации обеспечить поэтапное проведение мероприятий по оснащению судов общей юрисдикции, в первую очередь областных и равных им судов, для формирования электронных архивов в рамках развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»».
Мой комментарий: Как видим, органы государственной власти уже не просто говорят о создании электронных архивов, а начинают действовать – и, к сожалению, не очень понятно, на какую нормативную и научно-методическую базу они смогут опереться. Отсутствие такой базы создает реальную угрозу для обеспечения сохранности документов, в том числе и постоянного срока хранения, и очень бы хотелось, чтобы Росархив обратил внимание на эту проблему.
Источник: Сайт Совета Судей РФ
http://www.ssrf.ru/ss_detale.php?id=5227
ЗдОрово! У них там в судах не хватает места, они всё готовы сдать в муниципальные архивы, как-будто у нас есть это самое место для хранилищ и о нас кто-то думает и заботится!!! Никто: ни местная власть, ни архивное управление (последние настаивают на подписании соглашения между ИК, ГАУ и Судом). И все проблемы в голове только начальника архивного отдела, которого при желании можно легко перевести в ранг заведующего или специалиста другого какого-нибудь отдела (общего, культуры). Архивы на местах должны и подчиняться, и контролироваться, и снабжаться федеральным архивным органом. Потому что только архивная власть может видеть и понимать наши проблемы. В данном случае жесткая централизация - выход. Или я ошибаюсь и чего-то не понимаю?! Мы же находимся в полной власти людей далеких от понимания архивного дела. Почему ЗАГСы - федеральные? Извините, Наташа, это снова Харитонова Наталья. Моя куратор так отвечает мне на эту проблему по телефону: да, я вас понимаю, но ничем помочь не могу. Не забывайте о выполнении плановых показателей!!! Да, да, я понимаю, что у вас много запросов социально-правового характера, но дать второго человека вам может только ваша местная власть. А у нас оптимизация. Кто решает такого рода проблемы? ФАА?
ОтветитьУдалитьУважаемая Наталья
ОтветитьУдалитьК сожалению, принятие закона "Об архивном деле" в 2004 году фактически разрушило единую архивную систему страны, разделив её на три кучки (федеральную, региональную и муниципальную). Так что Росархив сейчас, при всем желании, может только методические рекомендации выпускать для региональных и муниципальных архивов. Никакой власти в их отношении в руках Росархива нет.
Я считаю, что такое решение было ошибкой (хотя архивы некоторых регионов от него и выиграли), но изменить ситуацию можно, только изменив федеральное и региональное законодательства об архивном деле. Может быть, когда-нибудь это и произойдет …
Что касается Вашей работы, то, как мне кажется, хорошей тактикой будет для Вас тщательный учёт всех видов работ, которые Вы выполняете на своем рабочем месте (может быть, даже ежедневный). Тогда у Вас будет возможность отчитаться за каждый час своего рабочего времени, а работать свыше 8 часов в день никто заставить Вас не вправе. Если на какую-то работу не будет хватать времени, информируйте об этом начальство, пусть оно думает или об отмене части работ, или об увеличении штатов. По опыту знаю, что необходимость вести такой учёт сначала может раздражать, но зато никто не сможет обвинить Вас в том, что Вы «мелко пашете», и у Вас будут накапливаться факты, обосновывающие реальную потребность в дополнительных сотрудниках.