понедельник, 9 марта 2020 г.

Новый Перечень снова опозорился с паспортом сделки


Разговор о сроках хранения и о том, как на них повлияет вступление в силу нового «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденного приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236, - мне хочется начать с одного «камня преткновения», который возник еще при разработке перечня 2010 года, т.е. еще 10 (десять!) лет назад.

Речь идет о паспортах сделок. У меня на блоге этому вопросу посвящен ряд постов:
Несмотря на то, что законом для паспортов сделок был установлен временный срок хранения, в «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558, им был установлен постоянный срок хранения.

Статья 453 в Перечне 2010 года

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним» установила новые правила, по которым уполномоченным банкам представляются подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Документ отменил с 1 января 2018 года (т.е. два года назад!) требование об оформлении резидентами в банке паспорта сделки. Вместо этого был введён порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров.
Для справки: Статья 20 «Паспорт сделки» в федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» до сих пор существует, но с после 1 марта 2018 года паспорт сделок не оформляется; паспорта, открытые до этой даты, банки закрыли и хранят в досье валютного контроля (Инструкция Банка России от 16.08.2017 №181-И).
Поэтому меня, мягко говоря, удивило включение в новый перечень этого документа со сроками хранения, которые противоречат нормам законодательства. При этом в проекте перечня «паспорта сделки» не было (см.: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58411.html )  -правда, там не было вообще ни одного документа, относящегося к валютному контролю.

Статья 102 нового Перечня 2019 года

Сравните сроки хранения для документов валютного контроля, установленные в действующем валютном законодательстве.
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ

Статья 24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
И ещё один момент: паспорт сделки в новом перечне включен в раздел 1.3.3. «Управление и распоряжение имуществом», что свидетельствует о том, что разработчики Перечня вообще не понимают, что за документ «паспорт сделки» и для чего он использовался в деловой деятельности российских организаций.

Данный пример, с моей точки зрения, очень наглядно демонстрирует непрофессионализм составителей Перечня.

Отмечу, что такого бы «прокола» могло бы не быть, если бы составителей Перечня наконец обязали для каждой статьи давать ссылку на нормы законодательства, устанавливающего сроки хранения для документов соответствующего вида.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=345020 

Комментариев нет:

Отправить комментарий