На сайте Федерального архивного агентства размещены «Разъяснения по внедрению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения», см. http://rusarchives.ru/novosti/novosti-rosarhiva/12-03-2020-razyasneniya-po-vnedreniyu-perechnya-tipovyh-upravlencheskih-arhivnyh-dokumentov
Для справки: Вопросов по Перечню у всех коллег очень много, в том числе в связи с тем, что ведомство не удосужилось сказать, с какого момента нужно использовать:
- Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения, утвержденный приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 (Перечень);
- Инструкцию по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденную приказом Росархива от 20.12.2019 № 237 (Инструкция).
Для начала Росархив сообщил о том, когда данные документы вступили в силу.
«В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.Но дальше ведомство сообщило следующее:
Приказы Росархива об утверждении Перечня и Инструкции были опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) соответственно 7 и 14 февраля текущего года.
Таким образом, приказы Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 и 237 вступили в силу соответственно 18 февраля и 25 февраля 2020 года. Одновременно с вступлением в силу приказа Росархива № 236, приказ Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения» был признан утратившим силу приказом Минкультуры России от 17 декабря 2019 г. № 1964.»
«Сроки хранения документов, установленные Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве (в том числе до вступления в силу приказа Росархива от 20.12.2019 № 236), за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу приказа Росархива от 20.12.2019 № 236.Мой комментарий: Что значит внести изменения в уже утвержденные номенклатуры дел? Предлагается их подделать, что ли? Я не понимаю, почему вопрос о том, на какие документы распространяются новые сроки хранения, разъясняется непонятно каким образом. Нужно действовать в строгом соответствии с законодательством. Распространять новые сроки хранения задним числом, вообще говоря, незаконно, как и требовать ото всей страны переделывать уже утвержденные номенклатуры дел. Я считаю, что новый Перечень нужно использовать для номенклатур дел 2021 года.
В номенклатуры дел на 2020 год, согласованные и утвержденные до вступления в силу приказов Росархива об утверждении Перечня и Инструкции, необходимо внести изменения по срокам хранения с указанием на статьи нового Перечня.»
Для сведения: В «Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления», утвержденных Приказом Федерального архивного агентства от 22 мая 2019 года № 71 переутверждение номенклатуры возможно только в случае «изменения функций и структуры государственного органа». Пересоставление номенклатуры из-за того, что утвержден новый Перечень, а старый отменен, правилами не предусмотрено.
«Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления» (утв. Приказом Федерального архивного агентства от 22 мая 2019 года № 71)Источник: Консультант Плюс
6.10. Номенклатура дел государственного органа, органа местного самоуправления подписывается руководителем Службы делопроизводства, визируется руководителем архива (лицом, ответственным за архив), утверждается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления после согласования проекта номенклатуры дел с центральной экспертной комиссией (экспертной комиссией) государственного органа, органа местного самоуправления и один раз в 5 лет с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) федерального государственного архива, ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В случае изменения функций и структуры государственного органа, органа местного самоуправления номенклатура дел подлежит пересоставлению, согласованию с ЭПК федерального государственного архива, ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и утверждению.
6.12. В конце каждого года номенклатура дел государственного органа, органа местного самоуправления уточняется и утверждается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления.
6.13. Утвержденная номенклатура дел вводится в действие с 1-го января следующего календарного года.
В случае изменения функций и структуры государственного органа, органа местного самоуправления номенклатура дел составляется, согласовывается в порядке, установленном в соответствии с пунктами 6.8 - 6.10 Правил делопроизводства, и утверждается заново.
http://archives.ru/press/12-03-2020.shtml
http://rusarchives.ru/novosti/novosti-rosarhiva/12-03-2020-razyasneniya-po-vnedreniyu-perechnya-tipovyh-upravlencheskih-arhivnyh-dokumentov
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60975.html/
То, что весь перечень приобретает обратную силу - вообще нонсенс, в том числе и по установлению сроков хранения документов за предыдущие годы. Кроме того, масса вопросов по содержаниям статей, например, основания к приказам теперь, в настоящей формулировке ст. 434 приобретают долговременный срок хранения (даже в тех организация, которые в соответствии со своими внутренними документами ведут личные дела работников). Удивляет тишина среди профессионалов, т.к. этот Перечень, не смотря на все старания - верх нелогичности.
ОтветитьУдалитьПрофессионалы в тихом ахере, поэтому и молчат. Хотя, справедливости ради замечу, что юристы полностью поддерживают идею распространения сроков хранения на предыдущие годы. Они говорят, что так и должно быть.
ОтветитьУдалитьубил даже не сам перечень,а эти пояснения. Идея перечня, как мне кажется, в том, чтобы дать именно общие документы для любой организации от федерального органа власти до ИП. Но в таком случае, должны работать ведомственные перечни, которые отражают специфику направлений деятельности разных организаций, а их кот наплакал или они "времен очаковских и покорения Крыма" (не нынешнего)