среда, 29 ноября 2017 г.

Паспорт сделки отменен


Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним» устанавливает новые правила, по которым будут представляться уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Документ отменяет с 1 января 2018 года требование об оформлении резидентами в банке паспорта сделки. Вместо этого вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров.

При этом будут создаваться следующие документы (п.1.3).
  • Справка о подтверждающих документах - является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов;

  • Ведомость банковского контроля - является единой формой учета и отчетности по валютным операциям банков.
Банк в целях учета и отчетности должен формировать в электронном виде данные по операциям, проводимым резидентами в иностранной валюте и в валюте РФ и нерезидентами в валюте РФ через их счета, открытые в этом банке (п.3.1).

Порядок формирования данных по операциям, за исключением сроков хранения, определяется банком самостоятельно (п.3.4).
  • Данные по операциям должны храниться уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты проведения соответствующей операции.

  • Данные по операциям, проведенным по принятому на учет уполномоченным банком договору должны храниться в электронном виде не менее трех лет после даты снятия с учета договора.
Для постановки экспортного контракта на учет в банк резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения (п.5.4):
  • Общие сведения об экспортном контракте: вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;

  • Реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту: наименование, страна.
Банк должен принять на учет экспортный контракт не позднее следующего рабочего дня после дня представления резидентом-экспортером сведений или экспортного контракта и присвоить экспортному контракту уникальный номер (п.5.5).

Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля.

Банк должен направить резиденту-экспортеру информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта.

При исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) поставленному на учет, резидент одновременно со справкой о подтверждающих документах должен представить в банк подтверждающие документы (п.8.1).

По каждому контракту (кредитному договору), принятому на учет банком ведется одна ведомость банковского контроля (п.9.1).

Способ взаимодействия резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации определяется по согласованию уполномоченного банка с резидентом, с нерезидентом (п.15.1).

Документы, требование о представлении которых установлено инструкцией, представляются резидентом в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (п.15.2). Порядок оформления (заверения) копий документов определяется по согласованию уполномоченного банка с резидентом.

Документы и информация, связанные с проведением операций, а также иные документы и информация представляются резидентом (нерезидентом) в уполномоченный банк в электронном виде и (или) на бумажном носителе (п.15.3).

Документы, указанные в настоящей инструкции, подписываются ответственным лицом и заверяются на бумажном носителе оттиском печати (штампа) банка, используемой для целей валютного контроля (п.15.4). Ответственное лицо и печать уполномоченного банка утверждаются распорядительным актом банка.

При обмене документами и информацией на бумажном носителе документы, оформляемые физическим лицом - резидентом, являющимся индивидуальным предпринимателем, или физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, подписываются этим физическим лицом либо его представителем и заверяются оттиском печати такого физического лица - резидента (при ее наличии), образец которой проставлен в карточке с образцами подписей и оттиска печати п.15.5)

При обмене документами и информацией на бумажном носителе документы, оформляемые юридическим лицом - резидентом, подписываются лицом (лицами), наделенным (наделенными) правом подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, и заверяются оттиском печати юридического лица (при ее наличии), образец которой проставлен в карточке с образцами подписей и оттиска печати этого юридического лица (п.15.6).

Документы, оформляемые юридическим лицом - резидентом, могут быть подписаны сотрудником юридического лица - резидента, в случае его наделения правом подписания указанных документов на основании распорядительного акта, доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ.

Документы, направляемые резидентом в банк в электронном виде, подписываются электронной подписью резидента (п.15.7).

Документы, которые направляются банком резиденту должны иметь (15.9):
  • На бумажном носителе на каждой странице - подпись ответственного лица и печать банка;

  • В электронном виде - электронную подпись ответственного лица.
В случае обмена между банком и резидентом в электронном виде документами и информацией по согласованию с резидентом банком (п.15.10):
  • Определяется порядок обмена;

  • Устанавливаются процедуры признания аналога собственноручной подписи, в том числе электронной подписи отправителя;

  • Определяются способы передачи и регламенты приема (передачи);

  • Устанавливается порядок осуществление контроля целостности и полноты электронного сообщения;

  • Устанавливается ответственность за достоверность информации.
При обмене документами и информацией в электронном виде могут передаваться как документы, сформированные в электронном виде, так и полученные с использованием сканирующих устройств изображения документов, оформленных первоначально на бумажном носителе (п.15.11).

Банк в порядке, установленном внутренними документами, должен обеспечить ведение и хранение документов по валютному контролю (досье валютного контроля) (п.17.1). В досье валютного контроля помещаются следующие документы (копии документов) и информация:
  • Документы, связанные с проведением операций;

  • Контракты (кредитные договоры), ведомости банковского контроля;

  • Заявления о внесении изменений в принятый на учет контракт (кредитный договор), о снятии с учета контракта (кредитного договора);

  • Подтверждающие документы, справки о подтверждающих документах;

  • Иные документы и информация, представляемые в соответствии с настоящей инструкцией.
Ведение досье валютного контроля определяется банком самостоятельно во внутренних документах (п.17.2).

Банк должен помещать в досье валютного контроля справки о подтверждающих документах, принятый на учет контракт (кредитный договор), включая изменения в него, и обеспечивать хранение таких документов в электронном виде.

При помещении документов в досье валютного контроля в электронном виде банк должен обеспечить их последующее при необходимости воспроизведение на бумажном носителе с сохранением целостности всех данных в том виде, в котором они были представлены в банк (п.17.3).

Паспорта сделок по контракту (кредитному договору), которые на дату вступления в силу настоящей инструкции не закрыты и находятся в досье валютного контроля признаются закрытыми без проставления банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля в соответствии с требованиями настоящей инструкцией (п.18.1).

Номер такого паспорта сделки по контракту (кредитному договору) считается уникальным номером контракта (кредитного договора), принятого на учет банком. Дальнейшее обслуживание такого контракта (кредитного договора) осуществляется в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

Мой комментарий: Напомню, что паспорт сделки стал одним из камней преткновения при разработке и согласовании нового «Перечня документов, образующихся в деятельности кредитных организаций» - см.: https://rusrim.blogspot.ru/2015/06/blog-post_83.html и https://rusrim.blogspot.ru/2016/02/blog-post_94.html ).

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=282089

Комментариев нет:

Отправить комментарий