понедельник, 27 ноября 2017 г.

Хорватия: Опыт Эстонии представлен на конференции INFuture 2017


Статья Карло Вайдича (Karlo Vajdić) была опубликована 8 ноября 2017 года на хорватском сайте Ideje.hr .

Эстония - прибалтийская страна с населением 1,3 миллиона человек, настолько далеко зашла в деле перехода на электронные технологии, что ее «электронное правительство» уже является устаревшей концепцией. Такой вывод напрашивается после состоявшейся 8 ноября 2017 года в Загребе лекции заместителя директора электронного архива Национальных архивов Эстонии Кулдара Ааса (Kuldar Aas), которая прошла в рамках конференции «InFuture 2017», совместно организованной отделением информационно-коммуникационных наук философского факультета Загребского университета и Лексикографическим института им. Мирослава Клежа (Miroslav Krleža). Основная тема конференции - «Интеграция информационных и коммуникационных технологий в обществе».

Эстония уже рассматривает пути и процедуры для принятия решений о том, какие данные сохранить, в какой форме, где и как их архивировать на будущее, а какие из них можно спокойно удалить с тем, чтобы высвободить ресурсы.

Конференция INFuture 2017 проходила в Загребе, Хорватия, с 8 по 10 ноября 2017 года.

Выступает Кулдар Аас, заместитель директора электронного архива Национальных архивов Эстонии

Среди участников конференции – известный хорватский специалист, руководитель Европейской группы проекта InterPARES Trust Хрвое Станчич

После получения независимости от Советского Союза власти столкнулись с задачей создания системы государственного управления, и сложившаяся ситуация заставила их в первую очередь обратиться к электронным технологиям. Эстония - страна относительно малонаселенная, плотность населения составляет примерно одну треть от плотности населения в Хорватии.

Идя по пути классической бюрократии, государству нужно было бы открывать офисы, обслуживающие определенное среднее количество жителей, что увеличило бы относительные затраты. Жителям же пришлось ездить в эти офисы и тратить время и деньги. В общем, Эстония в начале тысячелетия начала массово переводить систему государственного управления на электронные технологии.

Сегодня 99% государственных услуг доступны через Интернет ежедневно, 24 часа в сутки. Почти у всех жителей есть электронные удостоверения личности, а у 7% даже имеются идентификаторы личности на мобильных телефонах. Это означает возможность в процессе оказания государственных услуг и при выполнении повседневных транзакций идентифицировать граждан при использовании ими сотовых телефонов, в тех случаях, когда требуется идентификация личности. Начиная с 2012 года электронный способ ведения деловой деятельности официально стал основным, то есть все виды действий в государственных органах выполняются в электронном виде, а классические бумажные документы могут быть выданы только по специальному запросу заинтересованных сторон.

Согласно оценкам, благодаря использованию электронных технологий в государственном управлении эстонцы ежегодно экономят 800 лет рабочего времени (эта же цифра приведена и на эстонском официальном портале: https://e-estonia.com/solutions/e-governance/state-e-services-portal/ , но в пересчете это означает экономию в расчете на одного жителя в 5 с небольшим рабочих часов в год :) – Н.Х.), и почти все решения были разработаны в Эстонии. Прибалтийское государство зашло так далеко, что оно уже борется с теми проблемами, о которых другие государства ещё не сталкивались.

Использование электронных цифровых подписей было настолько массовым, что к настоящему времени ими было подписано 350 миллионов транзакций - больше, чем в остальном Европейском союзе. На таком уровне цифрового общества появились новые - цифровые - проблемы. Выявление недостаточной защищённости классических электронных цифровых подписей вынудило власти Эстонии пойти на замену технологий, а модернизация этой системы привела к большим издержкам.

Кроме того, популярная технология «блокчейн», которая лежит в основе самой известной криптовалюты и чья полезность сегодня изучается и проверяется крупнейшими банками мира и правительствами, уже в течение определенного времени используется в государственных системах Эстонии. Благодаря этому каждый эстонец может в любое время проверить, какой государственный орган имел доступ к его электронным данным, и любой такой доступ к персональным данным документируется, поскольку тем самым обеспечивается прозрачность, безопасность и аутентичность данных.

То, что концепция электронного правительства Эстонии уже устарела, может быть лучше всего продемонстрировано на двух примерах. Одним из первых был полностью переведен на электронные рельсы процесс расчета и возмещения налога, и сегодня эстонцам всего лишь нужно войти в систему, чтобы проверить, правильно ли государство рассчитало налог и возможный возмещение, и утвердить свою «налоговую декларацию». С этого момента до поступления денег на банковский счет проходит не более семи дней. В Хорватии и после того, как этот процесс был частично переведен в электронную форму, на получение налоговых возмещений уходят месяцы. Эстония уже думает о постепенном отказе от отдельных процессов, тем более что допускается взаимодействие между государственными органами и их ИТ-системами. Как отметил Аас, Эстония уже думает над тем, чтобы усовершенствовать систему таким образом, чтобы налоговые возмещения появлялись на банковском счете без необходимости какого-либо взаимодействия с налогоплательщиком.

Мой комментарий: У нас в России на самоv деле сложилась даже более прогрессивная система, когда большинству населения вообще не нужно думать об уплате налогов и получении возмещений :)

В качестве примера концепции так называемых «невидимых услуг» Аас приводит ситуацию рождения ребёнка. Сегодня в случае рождения ребёнка родители обязаны самостоятельно – конечно же, через интернет - инициировать ряд административных действий: подать заявление о рождении ребенка, ходатайство о предоставлении отпуска родителям, заявление о выплате пособия и т.д. Ставится задача сделать все эти действия ненужными. Аас объясняет, что по сути дела достаточно зафиксировать рождение ребенка в информационной системе больницы, а все остальные необходимые операции система государственного управления может проделать автоматически.

Мой комментарий: Справедливости ради я бы отметила, что эта концепция – даже в более продвинутом виде, предусматривающем опережающее оказание государственных услуг, как только право на них может быть установлено – появилась в Германии задолго до того, как впервые прозвучал термин «электронное правительство».

Эстонские учреждения сталкиваются с серьезной проблемой обработки и архивации всех созданных в системе электронных данных. Сегодня Эстония уже рассматривает пути и процедуры для принятия решений о том, какие данные сохранить, в какой форме, где и как их архивировать на будущее, а какие из них можно спокойно удалить с тем, чтобы высвободить ресурсы.

Лекция о нынешнем состоянии и будущем электронного правительства в эстонском цифровом обществе является лишь одним из многих докладов в программе конференции INFuture 2017, которая проводится с 8 по 10 ноября 2017 года в Загребе.

Лекции и семинары охватывают широкий круг вопросов: от использования информационных технологий для сохранения культурного наследия, феномена электронных энциклопедий, вопросов оцифровки и архивации данных и до интеграции информационных технологий в учебный процесс. Помимо хорватских экспертов, с докладами выступают гости из Катара, Швейцарии, Швеции, Франции и других стран.

Карло Вайдич (Karlo Vajdić)

Мой комментарий: Я с большим уважением отношусь к тому, что было сделано в начале века в Эстонии в части внедрения электронных технологий в государственное управление и деловую деятельность. Этот опыт приняли к сведению многие другие страны, в том числе и Россия. Однако сейчас уже становится очевидно, что Эстония стала (как это нередко бывает с инновационными технологиями) заложником своих прежних успехов – технологии быстро устаревают, а заменять их, с сохранением всего накопленного, в нынешние непростые в финансовом отношении времена и сложнее, и дороже, чем то же самое создавать «с нуля».

Кроме того, в Евросоюзе достижения Эстонии несоразмерно рекламировались и продолжают рекламироваться по политическим мотивам, в то время, как ничуть не менее интересный опыт других стран этого блока по большей мере остается неизученным. Некоторые из «достижений» вообще сомнительны – как, например, упомянутое использование блокчейн-технологий, сильно смахивающее на родной российский «распил».

Думаю, что за достижениями Эстонии нам по-прежнему следует внимательно следить (собственно, поэтому я и перевела данную статью) и брать на заметку всё, что может нам пригодиться, - но относится к ним нужно критически. Во многих отношениях Россия уже обошла соседей-прибалтов, и продолжает идти вперёд всё быстрее :)

Источник: сайт Ideje.hr
http://ideje.hr/estoniji-digitalnim-potpisom-potpisano-350-milijuna-transakcija-vise-ostatku-eu/

Комментариев нет:

Отправить комментарий