вторник, 16 апреля 2019 г.

Ответ на вопрос коллеги: Порядок внесения изменений в распорядительные документы коммерческих организаций


Вопрос: Во время обучения вы вскользь сказали о том, что в приказ может вноситься не более одного изменения, если их больше или изменения значительные, то необходимо издавать новый приказ с отменой предыдущего. По крайней мере, я так поняла.
Вы не могли бы подсказать, какой документ это регламентирует?


Ответ:

Какой документ регламентирует порядок внесения изменений в приказы коммерческой организации?

У нас отсутствует какие-либо единые законодательно-нормативные требования к порядку внесения изменений в распорядительные документы коммерческих организаций - и это правильно. Организации разные, и в зависимости от обстоятельств и сферы деятельности они должны иметь возможность самостоятельно определять, каким образом им лучше действовать.

Алгоритм действий в организации неплохо описан, например, в статье «Внесение изменений в распорядительные документы организаций» (см.: https://www.sekretariat.ru/article/87243-vnesenie-izmeneniy-v-rasporyaditelnye-dokumenty-organizatsiy ).

В законодательно-нормативной базе для государственных органов, как правило, этот вопрос регулируется очень лаконично:
Закон г. Москвы от 08.07.2009 №25 (ред. от 15.02.2017) «О правовых актах города Москвы»

Статья 23. Внесение изменений в правовые акты, приостановление их действия

8. Если при разработке правовых актов выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый правовой акт. В проект такого правового акта включаются новые положения, а также положения, содержащиеся в ранее изданных правовых актах и сохраняющие свою силу.
Стоит ознакомиться и с методическими рекомендациями Государственной Думы:
  • Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490)

  • Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013)
Важно понимать, что практика издания нормативно-правовых актов (НПА), вносящих изменения в действующие НПА, является наследием эпох рукописного и машинописного делопроизводства, позволяя минимизировать трудозатраты (и расход бумаги!). При ведении делопроизводства в электронной среде такого рода мотивация пропадает.

С моей точки зрения, у сложившейся практики издания приказов о внесении изменений есть как положительные, так и отрицательные стороны.  С одной стороны, пользователи сразу видят, какие же изменения внесены, и им не требуется заново анализировать большие документы; однако в таком случае в организации отсутствует единый документ, актуальный на данный момент времени. Привлекательность справочно-правовых систем во многом связана с тем, что они создают компиляции, в которые включены все изменения на текущий момент времени.

В электронной среде можно соединить «лучшее из обоих миров». Поскольку вопрос экономии бумаги и трудозатрат отпадает, то, как мне кажется, правильнее выпускать полную новую редакцию документа с внесёнными изменениями, одновременно сопровождая её справкой (которую можно сформировать и автоматически), отражающей внесённые изменения. Так проще обеспечить доступность всем сотрудникам организации актуальных редакций необходимых им для работы локальных нормативных актов (а все мы понимаем, что сотрудники не склонны всякий раз выверять, вносились ли в НПА какие-либо изменения).

Я уже встречала примеры, когда сначала в документе были перечислены изменения, которые вносятся в действующий НПА, а в качестве приложения включается полный текст документа в новой версии. С моей точки зрения, это очень удобно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий