Мы уже давно привыкли к тому, что все основные направления государственной системы управления используют как минимум одну государственную информационную систему (ГИС). О многих из них и об их совершенствовании я регулярно рассказываю на своем блоге, но вот о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» я писала мало.
«Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»» было утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2015 года № 658, и в него уже несколько раз вносились уточнения и дополнения, т.к. функционал системы постоянно расширяется. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года №1528 в Положение были внесены очередные изменения, в том числе касающиеся вопросов управления документами.
Я решила посмотреть не только на эти изменения, но и в целом на документ, поскольку в данном случае речь идёт исключительно об электронных документах. Изменения, внесенные в декабре 2018, я выделила в тексте.
Централизованные подсистемы системы «Электронный бюджет» в том числе выполняют следующие функции (п.8):
- Формирование, ведение, хранение и обмен документами на этапах бюджетного планирования, исполнения федерального бюджета, включая организацию исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также включая организацию составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности и государственного финансового контроля;
- Формирование информации и документов федеральных государственных заказчиков в рамках реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственных заказчиков, действующих от имени субъекта РФ, и муниципальных заказчиков в рамках предоставления информации и документов для формирования и ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с указанным Федеральным законом;
- Формирование информации и документов юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для формирования и ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки;
- Информационное взаимодействие с иными информационными системами в целях предоставления информации, содержащейся в системе, а также получения информации, необходимой для реализации функций и полномочий субъектов системы;
- Обмен документами между государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными участниками бюджетного процесса.
- Формирование, ведение, хранение и обмен документами на этапах бюджетного планирования, исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая организацию исполнения бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъекта РФ или муниципального образования, об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также включая организацию составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности и государственного (муниципального) финансового контроля;
- Формирование информации и документов государственных заказчиков, действующих от имени субъекта РФ, и (или) муниципальных заказчиков в рамках реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Форматы электронных документов, которые устанавливаются Министерством финансов РФ, иными федеральными государственными органами в пределах своих полномочий по установлению форм соответствующих документов (п.11). (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 № 1528);
- Усиленные квалифицированные электронные подписи, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (п.12).
Мой комментарий: Это уже второй российский нормативный акт, который предусматривает разработку «Порядка подтверждения подлинности и целостности электронных документов». В 2017 году то же было предусмотрено для Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Отмечу, что до сих пор порядок так и не установлен.
Правила использования усиленных квалифицированных электронных подписей при ведении Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и переводе в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 № 807)В случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, при подтвержденной оператором системы ее недоступности продолжительностью более 8 часов рабочего времени, формирование и обмен документами, которые подлежат формированию и обмену с использованием системы, осуществляется участником системы с последующим внесением информации в систему, соответствующей информации документа на бумажном носителе. Ответственность за идентичность информации, содержащейся в документе на бумажном носителе, и информации, внесенной в систему, несет участник системы. (п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1528).
14. Оператор федеральной государственной информационной системы ведения реестра по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации утверждает порядок подтверждения подлинности и целостности электронных документов (пакетов электронных документов), сформированных в указанной системе, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие электронные документы (пакеты электронных документов) подписаны первоначально.
Мой комментарий: Введение данного пункта говорит о том, что сбои в системе случаются, и она может не работать достаточно долгое время. Изначально такой вариант даже не был предусмотрен.
Информация, содержащаяся в системе «Электронный бюджет», хранится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об архивном деле и о государственной тайне (п.15).
Мой комментарий: Традиционно у нас с вопросами организации хранения документов – беда. При этом нужно понимать, что в системе создаются и хранятся документы как постоянного, так и временного сроков хранения. Вопрос о процедуре уничтожения документов с истекшими сроками хранения вообще не затронут.
Информационное взаимодействие системы «Электронный бюджет» обеспечивается с целым рядом государственных и муниципальных информационных системам (п.35). Под этим понимается «получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в иных информационных системах, в системе «Электронный бюджет» а также предоставление в иные информационные системы информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет» (п.34).
Информация, которая используется для осуществления функций и полномочий субъектов системы «Электронный бюджет», содержащаяся в иных государственных и муниципальных информационных системах, подлежит обязательному предоставлению из иных государственных и муниципальных информационных систем в автоматизированном режиме (п.36).
Мой комментарий: С моей точки зрения, уже пора решать вопрос о порядке хранения документов и информации в государственных информационных системах, проведение экспертизы ценности и т.д. Объёмы информации в ГИСах будут лишь нарастать, и без грамотной системы управления информацией у систем могут возникнуть серьёзные проблемы.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=314207
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=314163
Комментариев нет:
Отправить комментарий