пятница, 5 апреля 2019 г.

Штат Виктория, Австралия: Отчёт о положении дел в управлении документами в государственных органах штата – основные достижения и проблемы


14 февраля 2019 года Управление государственных документов (PROV) австралийского штата Виктория выложило на своём сайте отчёт, в котором описывается положение дел с управлением документами в государственном секторе штата по состоянию на 2017-2018 финансовый год, и рассказывается об основных достижениях и проблемах (Recordkeeping - Major Highlights and Challenges: A report on the Victorian Government recordkeeping landscape 2017-18, см. https://prov.vic.gov.au/recordkeeping-government/recordkeeping-major-highlights-and-challenges и https://prov.vic.gov.au/about-us/our-blog/recordkeeping-major-highlights-and-challenges ). Ниже приведен ряд фрагментов из этого отчёта.

Правительство штата Виктория создает и собирает сейчас больше информации, чем когда-либо прежде. Оно, однако, испытывает определённые трудности с эффективным использованием этой информации в интересах совершенствования методов работы и оказания услуг коммерческим организациям и обществу.

…Многое уже было написано о текущем состоянии управления документами в государственном секторе штата Виктория. Были проведены независимые проверки и расследования, причём не только делопроизводства, но и иной государственной деятельности, где плохое управление документами, как было установлено, стало одним из факторов, приведших к сбоям в деловых процессах.

В дополнение к этим независимым проверкам, Управление государственных документов (архивно-документационная служба – Н.Х.) штата Виктория (Public Record Office Victoria, PROV) также провело ряд оценок и обследований для определения зрелости управления документами в органах исполнительной власти, выявления соответствующих проблем, влияющих на деятельность этих органов, а также препятствий, мешающих внедрению надлежащей практики управления документами.

Был подготовлен отчет, обобщающий результаты этих различных отчетов и оценок. В нём выделены основные проблемы в области управления документами, с которыми сталкивается государственный сектор штата Виктория, и дан краткий обзор инициатив, выполненных или осуществляемых в настоящее время PROV и другими государственными органами для решения такого рода проблем.

О настоящем отчёте

Данный отчёт направлен на решение следующих задач:
  • Дать краткий обзор основных проблем в области управления документами, с которыми в настоящее время сталкивается государственный сектор штата;

  • Осветить и подвести итоги мероприятий, проведенных Управлением государственных документов и другими организациями в течение 2017-2018 годов, которые позволили выявить эти проблемы.
Проблемы управления документами

Управление PROV провело многочисленные опросы и исследования, направленные на то, чтобы определить, с какими сложностями и проблемами управления документами сталкиваются заинтересованные стороны. В сочетании с выводами Счётной палаты штата (Victoria Auditor-General’s Office, VAGO) и различными другими публикациями, PROV удалось выявить следующие ключевые проблемы управления документами, которые в настоящее время влияют на деятельность государственных органов и учреждений:

Менеджмент рисков. Многие государственные органы и учреждения не выделили важнейшие для их деятельности документы и не имеют планов менеджмента рисков для них:
  • Только 20% государственных органов ведут реестры информационных активов;

  • В государственных органах нет полной документации и всех необходимых процессов, связанных с менеджментом чрезвычайных ситуаций и планами по восстановлению деятельности после чрезвычайных ситуаций;

  • У многих государственных органов отсутствуют реестры рисков;

  • В некоторых государственных органах не установлены сроки хранения для документов, относящихся к различным направления деятельности, и, соответственно, они не знают, сколь долго им следует хранить документы, созданные в рамках деятельности высокого риска / высокой значимости;

  • В сфере управления документами, государственные органы склонны реагировать на уже случившиеся неприятности, вместо того, чтобы действовать на опережение и принимать профилактические меры.
Управление (governance). Контроль над документальными активами распределён по всей организации, при этом отсутствует полномасштабная, всеобъемлющая подотчётность и управление.
  • Руководство государственных органов не всегда в полной мере осознаёт важность управления информацией, придает этой работе соответствующий приоритет и выделяет необходимые ресурсы;

  • Практика управления информацией бывает порой непоследовательной и специфической в отдельных подразделениях государственных органов;

  • Государственные органы штата придают недостаточное внимание вопросу ценности информации на протяжении всего её жизненного цикла. Эта недооценка приводит к снижению подотчётности, потере общественного уважения, увеличению затрат и снижению производительности труда;

  • 63% отчетов Счётной палаты (VAGO), Независимой комиссии по борьбе с коррупцией (Independent broad-based anti-corruption commission, IBAC) и Управлением омбудсмена штата (Ombudsman Victoria, OV) упоминают инциденты, связанные с проблемой обеспечения подотчетности;

  • 43% отчетов VAGO, IBAC и OV упоминают о проблемах с ответственностью за управление документами;

  • 39% отчетов VAGO, IBAC и OV упоминают о проблемах с порядочностью и профессиональной этикой (integrity);

  • Отсутствие четкого и эффективного лидерства является общей темой, звучащей в отчетах о исследованиях VAGO, OV и IBAC.
Знания и навыки. Недостаток профессиональных знаний и опыта в области управления документами во всех структурах государственной службы штата (Victorian Public Service, VPS). В массе своей государственные служащие не понимают своих обязанностей, и у них низкий уровень знаний и навыков в части управления электронными документами
  • Во многих государственных органах отсутствует или является недостаточной специальная подготовка по вопросам управления документами;

  • В целом недостаточна осведомлённость об обязанностях и ответственности в связи с вопросами управления документами.
Сбор/захват документов. Не обеспечивается надлежащее создание и управление документами с тем, чтобы точная и надежная информация была доступна тогда, когда она потребуется в качестве свидетельства решений или действий.
  • Записи являются неполными и не являются полноценными свидетельствами процессов, решений и т.д.

  • Имеют место несоответствия с Хартией прав человека (Charter of Human Rights) и Законом об обязанностях (Responsibilities Act) 2006 года;

  • Документация о встречах и заседаниях не являются всесторонней и полной;

  • Королевская комиссия по институциональному реагированию на случаи сексуального насилия над детьми (Royal Commission into Institutional Responses to Child Sexual Abuse, RCIRCSA) выявила многочисленные случаи, когда учреждения не обеспечили создание полных и точных документов;

  • Созданные учреждениями документы должны быть ясными, объективными и детальными;

  • Используются нестандартизированные наборы данных.
Системы. Постоянно закупаются новые системы, которые не обеспечивают надлежащий захват, управление и хранение документов, необходимых для деловой деятельности и в качестве доказательств.
  • Отсутствие мониторинга соответствия в масштабе систем, что приводит к расхождениям в практике управления документами;

  • ИТ-безопасность часто бывает слабой;

  • Некоторые государственные органы используют «обходные пути»;

  • При проведении закупок систем не принимаются во внимание вопросы управления документами;

  • Вопросы управления документами и информацией не учитываются должным образом при разработке и выборе систем, разработка соответствующих функциональных возможностей считается слишком трудоемкой и дорогостоящей;

  • Безопасность жертв преступлений ставится под угрозу из-за неадекватных методов обмена информацией между государственными органами о преступниках. Проблема усугубляется тем, что используются устаревшие ИТ-системы.
Хранение аналоговых документов. В органах правительства штата Виктория хранятся огромные объемы бумажных документов - это обходится дорого, а информация оказывается очень труднодоступной.
  • Хранится 800 погонных км бумажных документов, продолжается стабильный рост объёмов бумажных документов;

  • «Завалы» не переданных в архивы документов постоянного срока хранения;

  • Документы не хранятся надлежащим образом, и не защищены от катастроф.

  • Для большинства документов не установлены сроки хранения и действия по их истечении;

  • Использование приспособленных помещений / временных хранилищ;

  • Многие государственные органы хранят большие объемы неописанных исторических документов;

  • Оцифрованные и физические документы часто хранятся одновременно, без всякой на то необходимости;

  • Хранение унаследованных бумажных документов связано с расходами на управление и на хранение. Поиск документов связан с большими затратами;

  • Объёмы информации и данных растут в геометрической прогрессии
Хранение электронных документов. Основными проблемами являются обеспечение постоянной доступности, безопасности и защиты персональных данных.
  • Документы хранятся разбросанно (как физически, так и логически);

  • Электронные документы часто не идентифицируются как документы;

  • Вести поиск по контенту и извлекать найденные материалы непросто;

  • При использовании систем не обеспечивается надлежащее управление документами;

  • Государственные органы не предлагают передачу электронных документов на архивное хранение в качестве элемента своих программ управления документами. Часто требуется внешнее побуждение для того, чтобы инициировать передачу на архивное хранение (например, ликвидация государственного органа);

  • Улучшение доступа к данным может способствовать повышению эффективности и безопасность, а также производительности труда;

  • Отсутствие доверия к существующим процессам доступа к данным и средствам защиты как со стороны хранителей данных, так и со стороны пользователей; а также многочисленные препоны для обмена и раскрытия данных душат эффективное использование данных и получение от них отдачи;

  • Объемы информации и данных растут в геометрической прогрессии;

  • Плохой обмен данными негативно влияет на способность государственных органов оказывать свои основные услуги.
Вывод систем из эксплуатации. Имеет место неадекватное планирование и выделение ресурсов для обеспечения надлежащего управления документами и их защиты по достижении системами срока их службы.
  • Многие высокоценные документы постоянного и длительного сроков хранения продолжают существовать только в деловых оперативных системах государственных органов штата. Перед правительством штата Виктория стоит проблема обеспечения сохранности и доступности этих документов в ситуациях, когда соответствующие системы выводятся из эксплуатации.

  • Документы постоянного срока хранения не передаются на архивное хранение в PROV, и в результате они оказываются недоступными для граждан в случае необходимости;

  • Отсутствует план управления контентом системы Lotus Notes, поскольку система выведена из эксплуатации.
Стандарты и политики. Существует большое количество стандартов и политик, порой содержащих перекрывающиеся или противоречивые требования, которым государственные органы должны соответствовать.
  • Многочисленные стандарты и требованиями к управлению информацией могут приводить заинтересованные стороны в замешательство;

  • Стандарты и политики должны быть адекватными и конкретными;

  • Многие государственные органы не имеют политики уничтожения документов либо их передачи на архивное хранение по истечении сроков хранения.
Ресурсное обеспечение. На нужды сотрудников служб управления документами, на серьёзные проекты по совершенствованию управления документами и на внедрение эффективных систем выделяются недостаточные ресурсы.
  • У государственных органов не хватает ресурсов для упорядочения, экспертизы ценности и организации передачи документов на архивное хранение в PROV;

  • Ограниченные индивидуальные возможности и располагаемые организациями ресурсы рассматриваются как серьезные препятствия на пути совершенствования практики управления информацией, а также коллективного использования и раскрытия информации.
Коллективное использование. Существующая практика управления документами не способствует коллективному использованию информации государственными органами.
  • Безопасность жертв преступлений ставится под угрозу из-за неадекватных методов обмена информацией между государственными органами о преступниках. Проблема усугубляется тем, что используются устаревшие ИТ-системы.

  • Плохой обмен данными негативно влияет на способность государственных органов оказывать свои основные услуги.

  • Ограниченные возможности для коллективного использования информации и трудности с отысканием нужных информационных ресурсов означают то, что государственные органы не в состоянии эффективно использовать информацию для улучшения качества услуг и достижения деловых целей.
Мой комментарий: Я очень хотела бы увидеть результаты аналогичного исследования, сделанного Росархивом – и столь же кратко и чётко изложенные. Подобное исследование нужно в первую очередь самому Росархиву, как для того, что узнать, что на самом деле происходит за стенами их «башни из слоновой кости», так и для сбора аргументов, позволяющих выпросить у Правительства РФ для отрасли больше остро необходимых ей ресурсов и поддержки.

Источник: сайт PROV
https://prov.vic.gov.au/recordkeeping-government/recordkeeping-major-highlights-and-challenges
https://prov.vic.gov.au/about-us/our-blog/recordkeeping-major-highlights-and-challenges

Комментариев нет:

Отправить комментарий