Вопрос о том, что в настоящее время граждане совершенно беззащитны в ситуациях, когда кто-то в злонамеренных целях оформляет от их имени в удостоверяющем центре усиленную электронную подпись и затем использует её в корыстных целях, поднимается специалистами уже очень давно. До настоящего момента, с моей точки зрения, не принято никаких практических мер, способных обеспечить реальную защиту граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в феврале 2019 года вынесла решение по делу № 33-181/19, в котором гражданка утверждала, что не подавала никаких электронных заявлений застрахованного лица о переходе в другие негосударственные пенсионные фонды и поручений удостоверяющему центру на выпуск электронной подписи для подписания таких заявлений.
Суть спора
В декабре 2011 года между гражданкой и фондом ВТБ Пенсионный фонд был заключен договор об обязательном пенсионном страховании. В 2017 году ею было получено уведомление от фонда о прекращении этого договора и о переводе её средств в марте 2017 года в ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС». По утверждению гражданки ею:
- Никаких заявлений о переходе в другие негосударственные пенсионные фонды и в Пенсионный Фонд РФ не подавалось;
- Поручений удостоверяющему центру на выпуск электронной подписи для подписания таких заявлений не подавалось;
- Договоры об обязательном пенсионном страховании с другими негосударственными пенсионными фондами не заключались.
Позиция Дорогомиловского районного суда
Суду был представлен договор об обязательном Пенсионном страховании между ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС» и гражданкой. В договоре указано место его заключения.
Суд отметил, что из копии электронного заявления о переходе застрахованного лица, направленного в качестве Приложения к ответу на судебный запрос из Пенсионного Фонда РФ следует, что заявление поступило по телекоммуникационным каналам связи с использованием программного комплекса бесконтактного приема информации (ПК БПИ) в отделение ПФР.
Удостоверяющим центром, выдавшим усиленную квалифицированную электронную подпись для подписания заявления о досрочном переходе в форме электронного документа, является ОАО «Инфотекс Интернет Траст».
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фондом не были представлены суду доказательства выражения воли гражданки на заключение договора об обязательном пенсионном страховании, в частности не было указано где, при каких обстоятельствах между истцом и ответчиком был заключен указанный договор; суду не было предъявлено заявление истца о переходе, с учетом предоставления заявления о переходе в электронной форме в ОПФР.
Суд отметил, что суду не представлена имеющаяся в распоряжении фонда информация о способе подачи гражданкой заявления о переходе, каким образом генерировалась и удостоверялась её УКЭП в заявлении о переводе средств пенсионных накоплений; не представлены полномочия лица, заверившего её подпись и идентифицировавшего её личность в целях оформления её электронной подписи на заявлении.
Суд пришел к выводу о том, что фондом не представлено доказательств волеизъявления гражданки на заключение оспариваемого договора, в связи с чем удовлетворил ее требования в полном объеме.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что стороной ответчика ходатайств о назначении почерковедческой экспертизы для проверки доводов гражданки суду не заявлялось, а также то, что назначение экспертизы является прерогативой суда, который может назначить экспертизу исходя из конкретных обстоятельств дела.
Судом также было установлено, что в марте 2017 года средства были переведены в ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС». В связи этим суд, удовлетворяя требования, произвел расчет процентов за их пользование за период с 30.03.2017 по 21.12.2017.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования гражданки об обязании ответчика передать предыдущему страховщику средства ее пенсионных накоплений, проценты за неправомерное их пользование и средства, направленные на формирование собственных средств ответчика, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений истца, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решением Дорогомиловского районного суда в декабре 2017 года исковые требования гражданки были удовлетворены, договор об обязательном пенсионном страховании между ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС» и гражданкой, заключенный в декабре 2016 года был признан недействительным.
Суд обязал Фонд передать средства пенсионных накоплений гражданки в сумме более 22,5 тысяч руб., проценты за период с 30.03.2017 по 21.12.2017 в размере 1665 руб., средства, направленные на формирование собственных средств ответчика, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений истца в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в адрес ВТБ Пенсионный фонд.
Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда
Судебная коллегия назначила судебную почерковедческую экспертизу в АНО «Центр Научных исследований и экспертизы», с учетом представленных истцом в Ленинский районный суд экспериментальных и свободных образцов подписи.
Из заключения судебной почерковедческой экспертизы следует, что подписи, выполненные от имени гражданки, в договоре об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, выполнены не ею, а другим лицом.
Оснований не доверять экспертному заключению у судебной коллегии не имеется, поскольку оно мотивированно, ответы на поставленные вопросы даны в полном объеме с учетом полномочий и компетенции эксперта. Основания и мотивы, по которым были сделаны соответствующие выводы, изложены в исследовательской и заключительной частях экспертизы.
Судебная коллегия, изучив заключение судебной почерковедческой экспертизы АНО «ЦНИЭ», учитывая, что гражданка не подписывала спорный договор, пришла к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и отсутствии основания для отмены законного и правильного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фонд не располагает информацией о генерации на имя гражданки усиленной электронной подписи, а также информацией о лице, оплатившем услуги по ее выпуску и не мог ее представить, и что суду следовало истребовать данную информацию у иных лиц, не могут повлечь отмену решения, поскольку такую информацию суд запросил у ГУ Исполнительная дирекция Пенсионный Фонд РФ, которое и представило соответствующие сведения, а также договор об обязательном пенсионном страховании, который явился предметом исследования судебной почерковедческой экспертизы.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила без изменения решение Дорогомиловского районного суда, а апелляционную жалобу АО «Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС» - без удовлетворения.
Мой комментарий: В рамках этого дела суд не стал разбираться в вопросе, который относится уже к уголовному праву - кто же вместо гражданки получил ее усиленную электронную подпись и воспользовался этим для перевода ее пенсионных накоплений.
Источник Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAMSMARB;n=1609564#016291345698131243
Два года назад Счетная палата выявляла такие нарушения
ОтветитьУдалитьhttp://www.ach.gov.ru/press_center/news/30582
В том числе и в данном УЦ
https://portal.audit.gov.ru/#/audit-event/detalization/event-list/event-violation-list/violation-detail/90034498?violationFilter=%7B%22EventId%22:%5B62119109%5D%7D
К Вашему комментарию. Гражданка, не будучи искушённой в вопросах электронной подписи (таких в стране ещё много) не подала в суд на тех, кто получил квал. сертификат от её имени и на её имя. Она подала в суд на ПФР, посчитав его единственным виновником случившегося. Правда, по ходу разбирательства она свидетельствовала, что не обращалась в УЦ за сертификатом, но для неё (похоже) сей факт носит весьма второстепенную значимость. А суд не ищет себе работы, он разбирается в деле очень конкретно.
ОтветитьУдалитьА кто тогда будет искать мошенников? Варианты: 1) УЦ ИИТ. А ради чего: собственной антирекламы? 2) Полиция. А кто её об этом попросил? 3) Смешно: Минкомсвязи. Именно это ведомство всячески проталкивает (буквально приказом № 397 навязывает удостоверяющим центрам) сомнительный и как минимум) не проработанный способ выдачи квал. сертификатов по заявлениям, поданным в форме эл. документа. И что МКС будет инициировать разбирательство, в ходе которого выяснится, что такой способ им же и навязан? 4) ФСБ? No comments.