понедельник, 12 июля 2010 г.

Федеральная служба по тарифам подкручивает законодательство письмами

Письмо Федеральной службы по тарифам от 26 мая 2010 г. № ДС-4506/17 «О направлении отчетности по форме 46 и другой отчетности при помощи ЕИАС ФСТ России» очередной раз продемонстрировало: даже наши федеральные ведомства ещё не до конца осознали, что нельзя простым информационным письмом, не являющимся даже нормативным документом, вносить изменения в российские законы.
Рассмотрим всё по порядку. При принятии в 2007 году Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» было установлено, что обязательную статистическую отчетность организации могут сдавать и в электронном виде.
Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Статья 8. Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

7. Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Законодательством за нарушение порядка представления статистической отчетности установлены следующие наказания:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации -
      влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Общие условия представления статистической отчетности были установлены Правительством РФ в августе 2008 года, однако порядок её представления в электронном виде было поручено разработать тем федеральным органам государственной власти, которые её собирают и обобщают.
«Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620)

7. Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления первичных статистических данных в электронном виде, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические носители, каналы связи, средства защиты, а также условия использования электронной цифровой подписи и форматы предоставления данных в электронном виде, устанавливаются субъектами официального статистического учета (федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации - Н.Х.).
В числе этих органов была и Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ), которая занимается сбором и обобщением статистической отчетности в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29 «Об утверждении статистического инструментария для организации ФСТ России статистического наблюдения за деятельностью организации в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики» было установлено, что статистическая информация по формам № 46-ЭЭ (полезный отпуск); № 46-ТЭ (полезный отпуск); № 46-ЭЭ (передача) представляется в адрес ФСТ России 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и 10 февраля за год.

В конце прошлого года ФСТ РФ своим приказом от 09 декабря 2009 года № 317 утвердило «Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно-аналитической системе «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» (отмечу, что этот документ заслуживает отдельного разговора – Н.Х.). Данный документ, похоже, непросто проходил согласование в Минюсте - на это ушло больше четырех месяцев. В силу он вступил 5 мая 2010 г.

Очевидно, ожидалось, что 20 мая 2010 года все организации, как одна, сдадут статистическую отчетность в электронном виде. Факт появления письма ФСТ от 26 мая 2010 г. говорит о том, что большинство организаций не откликнулось на предложение федерального органа направлять им отчетность в электронном виде.

В письме ФСТ проинформировала, что теперь организациям необходимо представлять отчетность в формате Единой информационно-аналитической системы «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» (далее - ЕИАС ФСТ России), в том числе с применением регионального сегмента системы. Служба также напомнила о том, что за нарушение порядка представления полагаются штрафные санкции.

Кроме этого, из письма следует, что все организации, которые используют для формирования отчетности различное программное обеспечение, должны его выбросить, и с 1 июля 2010 года перейти на ЕИАС ФСТ России.

Причем, по мнению ФСТ, теперь «предоставленной считается та отчетность, которая была отправлена в электронном виде через ЕИАС ФСТ России с использованием юридически значимой электронной цифровой подписи».

Ну а тем региональным органам регулирования, которые не удосужились принять мер «по включению в обоснованные расходы организации коммунального комплекса затрат на приобретение юридически значимой ЭЦП», придется самостоятельно формировать электронную отчетность на основе «не юридически значимых цифровых данных и юридически значимых данных на бумажных носителях», и подписывать эту отчетность своей ЭЦП.

Мой комментарий: Вообще-то, мы это уже проходили. В свое время ФНС добилась внесения изменений в Налоговый Кодекс, установивших, что все организации численностью свыше 100 человек обязаны сдавать налоговую отчетность только в электронном виде. Однако попытки наказать налогоплательщиков, сдававших отчетность хоть и в установленные сроки, но на бумажных носителях, успехом не увенчались. Арбитражные суды пришли к мнению, что наказывать такие организации по статье за нарушение сроков предоставления отчетности или её несдачу незаконно, - а статьи в Кодексе об административных правонарушениях, предусматривающей наказание за сдачу налоговых деклараций не в электронном виде, не имеется.

Источник: Кадис
http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=48127

Комментариев нет:

Отправить комментарий