вторник, 20 июля 2010 г.

Использование ЭЦП при сдаче отчетности в Федеральную службу по тарифам

В конце прошлого года несколько федеральных ведомств практически одновременно ввели в действие нормативные акты, регламентирующие сдачу отчетности в электронном виде. Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 9 декабря 2009 г. № 317 был утвержден «Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно аналитической системе «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» (вступил в силу 2 мая 2010 г.).

Действие настоящего Порядка распространяется на (п.3):
  • ФСТ России, как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

  • коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых подлежит государственному регулированию (т.е. организации, представляющие отчетность).
О бедном УЦ замолвите слово

Интересно, что согласно п.3 приказа, Управление информационного развития и технологий ФСТ России должно было провести мероприятия по созданию сети доверенных удостоверяющих центров Единой информационно-аналитической системы «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования». Правда, в самом приказе не были указаны сроки исполнения данного распоряжения.

В «Порядке» дается определение УЦ, согласно которому «удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом № 1-ФЗ» (п.5).

Однако в разделе, формулирующем «Требования к организациям, предоставляющим услуги УЦ ЭЦП», почему-то написано, что УЦ предоставляют организациям, сдающим отчетность, «услуги по изготовлению электронной цифровой подписи» (п. 12). Более того, «УЦ должен располагать средствами для выдачи ЭЦП, совместимых с ЕИАС ФСТ России» (п.13).

При этом, в Порядке говорится, что «распространение, учет и хранение средств ЭЦП в УЦ осуществляется в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 1-ФЗ, а также требованиями технической документации организаций - разработчиков средств ЭЦП (п. 20)».

Похоже, что разработчики данного нормативного акта не понимают, что выпуск сертификатов открытых ключей, выдача средств для создания ЭЦП и изготовление самих ЭЦП – очень разные вещи. Более того, если ведомство не хочет, чтобы отчитывающиеся перед ним организации в случае судебных споров выигрывали их на том основании, что ЭЦП под конкретными документами, согласно «Порядку», проставлял не владелец закрытого ключа, а неизвестный «дядя» из УЦ, - то данные формулировки не мешало бы уточнить.

ФСТ России планирует соединить УЦ в сеть доверенных удостоверяющих центров ЕИАС ФСТ России (п.14), в которую могут входить действующие УЦ органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также коммерческие УЦ (п.17). Для организаций, уже имеющих свои собственные УЦ, такой подход, возможно, будет удобен, поскольку не потребуется ещё раз приобретать средства создания ЭЦП.

Использование ЭЦП

Сбор информации от организаций, представляющих отчетность в электронном виде, осуществляется через систему ЕИАС ФСТ России (п.7). Порядком также предусмотрено, что «представление информации в электронном виде осуществляется по инициативе организации, представляющей отчетность, и при наличии у нее и органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки» (п.8).

Отмечу наличие правильной оговорки о наличии совместимых средств и возможностей для приема и обработки электронной информации.

Электронное представлении отчетности освобождает организацию от представления документов на бумажном носителе (п. 9). А вот описание порядка приема отчетности наглядно демонстрирует, что ФТС с этой процедурой знаком пока что лишь в теории. Государственный орган считает, что сдача отчетности будет всегда проходить «без сучка и задоринки» и, получив отчетность, будет достаточно только проверить корректность ЭЦП и подтвердить принятие отчета (п.11).

Хранение электронных документов

На забыт и вопрос об организации хранения документов, причем представленная в электронном виде отчетность должна храниться только в электронном виде. Предусмотрено также хранение и других документов, обеспечивающих электронный документооборот при сдаче отчетности.
«Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно аналитической системе "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования”» (утв. приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 9 декабря 2009 г. № 317)

10. При представлении информации в электронном виде, в соответствии с Порядком, участники информационной системы обеспечивают хранение ее в электронном виде.

31. Участники информационной системы обеспечивают сохранность открытых ключей ЭЦП и их сертификатов в течение всего периода хранения электронных документов в хранилище.

«Электронный документооборот при представлении информации в электронном виде» (Приложение № 1 к Порядку)

5. … Экземпляр уведомления о приеме информации и сведения о присвоении статуса отчету в электронном виде сохраняются в хранилище ЕИАС ФСТ России.
Правила использования средств ЭЦП

При передаче отчетности предусмотрено использовании сертифицированных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти средств ЭЦП (п. 18) и обязательная криптографическая защита информации при передаче ее по каналам связи (п. 22). В самостоятельное требование выделено обязательное использование объектного идентификатора.
«Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно аналитической системе "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования"» (утв. приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 9 декабря 2009 г. № 317)

19. Идентификация сертификата ключа подписи осуществляется по значению объектного идентификатора (OID) с областью допустимых применений, соответствующих областям применения системы ЕИАС ФСТ России. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
Взаимодействие участников информационной системы при представлении информации в электронном виде

Данный раздел Порядка лишь в общих чертах описывает процедуру сдачи отчетности.
26. Датой представления информации в электронном виде является дата ее получения ФСТ России или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

33. Информация считается представленной в ФСТ России, если организации, представляющие отчетность, получили подтверждение ЕИАС ФСТ России о принятии указанной информации.

34. Отчет, содержащий информацию в электронном виде, считается принятым, если организации, представляющие отчетность, не получают дополнительных уведомлений, кроме подтверждения ЕИАС ФСТ России о принятии указанной информации.
Весьма спорным является положение о том, что датой сдачи отчетности является дата её получения государственным органом. При таком подходе появляется возможность объявить несвоевременно сданной или вообще не сданной вовремя отправленную организацией отчётность.

Забавным выглядит и п. 34. Что помешает организации, честно глядя судье в глаза, заявить, что никаких дополнительных уведомлений она не получала, и как ФТС России будет доказывать обратное?

Электронный документооборот при представлении информации в электронном виде

Не менее интересные пункты содержит Приложение к Порядку № 1 «Электронный документооборот при представлении информации в электронном виде». Планируется, в частности, создать репозитории открытых ключей (п.1 Приложения).
«Электронный документооборот при представлении информации в электронном виде» (Приложение № 1 к Порядку)

3. Проверка ЭЦП проводится в автоматическом режиме. При проверке ЭЦП используется открытый ключ ЭЦП организации, хранящийся в репозитории открытых ключей.

4. При ошибках, связанных с использованием ЭЦП, на электронный адрес организации высылается сообщение об ошибке (содержащее описание ошибки). Организация обязана предпринять меры для представления статистической отчетности в установленные сроки, в том числе и используя другие способы сдачи статистической отчетности (предоставить отчет в бумажном виде).

5. В случае корректности ЭЦП отчет получает статус «Документ успешно доставлен в регулирующий орган». …
С моей точки зрения, пункты, регламентирующие порядок передачи отчетности в электронном виде, недостаточно четко определяют действия сторон. Такая нечёткость, в случае спорных ситуаций, не будет способствовать отстаиванию интересов ФТС России.

Источник: Российская газета
http://www.rg.ru/2010/04/21/podpis-dok.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий