По мнению Майкла Куртца (Michael J. Kurtz - на фото), заместителя Архивиста США (руководителя архивной службы страны), «завалы» ожидающих рассекречивания документов будет продолжать расти, если не изменится политика в области установления грифов секретности и рассекречивания. Об этом говорится в заметке Стивена Афтегуда (Steven Aftergood), опубликованной 22 февраля 2010 года на блоге Secrecy News.
Федеральные органы исполнительной власти потратили в последние годы более миллиарда долларов на рассекречивание правительственных документов, но результаты оказались неудовлетворительными, и требуются изменения в политике и процедурах рассекречивания.
«Федеральное правительство признает, что в период между 1997 и 2007 годами истратило 1343 млн. долларов на рассекречивание», сообщил заместитель руководителя архивной службы США Майкл Куртц в недавно опубликованном брифинге (см. http://www.fas.org/sgp/othergov/nara-ndc.pdf ). «Это без учёта средств, потраченных на рассекречивание разведывательным сообществом» - такая информация считается секретной.
Несмотря на колоссальные денежные затраты, имеются большие и растущие объёмы необработанных документов, ожидающих рассекречивания.
«У федерального правительства в Национальных Архивах имеется 408 миллионов страниц исторических документов возраста 25 лет и старше, которые до сих пор засекречены. Кроме того, Национальные Архивы, по оценкам, хранят около 1,24 млрд. страниц исторических документов которые должны быть проанализированы и рассекречены в течение следующих 25 лет», сообщил Куртц.
По его словам, «без реформирования политики и процессов, миллиарды долларов будут потрачены на поддержание системы рассекречивания, которая не работает, в то время, как «завалы» документов, подлежащих обработке с целью перевода на открытое хранение, будет продолжать расти».
По данному вопросу Куртц выступал в ноябре 2009 на конференции государственных органов по управлению документами, а слайды его выступления были выложены в начале февраля 2010 года.
Охарактеризовав проблему, Курц далее в своём выступлении описал концепцию Национальных Архивов (NARA) по её решению – создание Национального центра по рассекречиванию (National Declassification Center, NDC). Центр, сказал он, «позволит эффективно и продуктивно проводить анализ документов агентством», усилить контроль качества и повысить производительность. Центр был фактически создан исполнительным приказом № 13526 Президента Обамы от 29 декабря 2009 года, и 30 декабря 2009 года Национальные Архивы объявили о его открытии. В прошлом месяце центр начал работать.
Глядя со стороны, проблема рассекречивания лежит, по крайней мере, на уровень глубже, чем Куртц описал в своем брифинге. Проблема заключается не просто в неэффективности или в отсутствии межведомственной координации. Корень проблемы в том, что учреждения продолжают придерживаються ошибочной политики установления грифов секретности, которая мешает и приводит в неуспеху процесса рассекречивания.
Ярким примером такой ошибочной политики является засекреченность расходов разведывательного сообщества на рассекречивание, о которой упомянул в своем докладе Куртц. Любого государственного служащего, который всерьез считает, что раскрытие информации о расходах разведывательных органов на рассекречивание может причинить «ущерб национальной безопасности», следует перевести на работу, не связанную с защитой государственной тайны. Государственные деньги не должны растрачиваться на исполнение таких очевидных решений-недоразумений.
Предписанный исполнительным приказом 13526 (п. 1.9) фундаментальный пересмотр правил установления грифов секретности, требующий в течение двух лет сверху донизу «почистить» политики засекречивания всех федеральных органов исполнительной власти, возможно, поможет упростить процессы рассекречивания за счёт устранения подобных ошибок.
Стивен Афтегуд (Steven Aftergood)
Источник: блог Secrecy News
http://www.fas.org/blog/secrecy/2010/02/does_not_work.html
Мой комментарий: Проблема рассекречивания, как видите, существует не только у нас. Думаю, не ошибусь, если скажу, что для её решения нужно сочетание организационных и технических (а в России – и правовых мер): нужно, по возможности, не засекречивать ничего лишнего; нужно думать об автоматизации процессов рассекречивания (что вполне реально при переходе на использование преимущественно электронных документов).
Кроме того, стоит, возможно, позаимствовать американскую практику, при которой многие виды документов автоматически рассекречиваются спустя определенное время – если только не будет принято специальных решений о сохранении грифа (т.е. для рассекречивания никаких решений не требуется!).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий