понедельник, 22 марта 2010 г.

Для чего нужно «открытое правительство»?

Мне очень нравятся посты Андреа ди Майо, ведущего специалиста аналитической фирмы Гартнер, посвященные актуальным вопросам современного государственного управления – за какую-то особую смесь романтики, серьёзных размышлений и здоровой дозы разумного скептицизма. Надеюсь, что мои читатели тоже получат от них удовольствие.

Как сообщает сайт NextGov  (http://www.nextgov.com/nextgov/ng_20100318_9196.php ), в Конгрессе США идёт обсуждение законопроекта о выкладывании в сети государственной информации (Public On-Line Information Act, http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=111_cong_bills&docid=f:h4858ih.txt.pdf ). Проект направлен на то, чтобы документы, создаваемые органами исполнительной ветви власти, становились доступными в сети, с возможностью поиска по ним. Вполне вероятно появление  в Конгрессе и других законодательных инициатив, продвигающих идею открытого правительства и, что самое главное, делающее «открытое правительство» устойчивым по отношению к смене президентских администраций.

Пока мы становимся свидетелями важных инициатив, таких как создание двухпартийной группы по прозрачности Конгресса и по реализации Директивы об «открытом правительстве», я не могу не задумываться над вопросом, который всплывал в ряде моих бесед с клиентами из государственных органов, прилагающих усилия к тому, чтобы соответствовать Директиве и разработать собственную стратегию вовлечения граждан: «Какова цель открытого правительства?».

Мне кажется, что «открытое правительство» является ответом на различные потребности и чаяния, которые отчасти противоречат друг другу. Вот несколько примеров:
  • Повысить прозрачность ради увеличения доверия к деятельности различных ветвей государственной власти;

  • Уменьшить бремя, связанное с запросами на основе законодательства о свободе доступа к государственной информации: Чем больше материалов размещается он-лайн, тем легче выполнять такие запросы, просто перенаправляя  спрашивающих на соответствующие веб-сайты - до тех пор, пока люди не сообразят, что к чему, и не прекратят подавать запросы;

  • Сбросить публике исходные массивы данных для того, чтобы они сделали на их основе что-то полезное и создали инновационные услуги, от которых, в конечном счете, выиграют граждане;

  • Сбросить публике исходные массивы данных, надеясь, что они помогут государственным органам выявить несоответствия и повысить качество данных;

  • Сбросить публике исходные массивы данных, чтобы с помощью граждан решать существующие и возникающие проблемы в государственном управлении;

  • Сбросить публике исходные массивы данных, чтобы заставить сделать то же самое другие агентства, добиваясь тем самым внутренней прозрачности деятельности государственных органов в той же мере, как и внешней;

  • Красиво выглядеть, и осчастливить политиков
Вполне очевидно, что в зависимости от того, что является основной движущей силой «открытости», меняется смысл этой открытости, равно как и распределение усилий, предпринимаемых по различным направлениям стратегии и плана построения «открытого правительства».

Поэтому открытое правительство не только имеет различные оттенки, специфические для конкретной отрасли (у оборонных и разведывательных агентств с большой вероятностью могут быть иные приоритеты и стили вовлечения граждан в решение вопросов, связанных с социальной защищённостью и защитой окружающей среды), но оно может иметь различную ориентацию даже в одной и той же сфере деятельности, в зависимости от того, какие проблемы считаются самыми насущными.

И если это так, то как можно выявить наилучшую практику, общие концепции и единые правила вовлечения граждан, которые бы были справедливы (и полезны) для всего спектра точек зрения? Открытое правительство следует воспринимать как средство, а не как законодательно-нормативное требование.

Андреа ди Майо (Andrea DiMaio)

Источник: блог фирмы Гартнер
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2010/03/19/what-is-open-government-for/

3 комментария:

  1. Наталья, а как Вы думаете, что является основной движущей силой «открытости» правительства у нас в России?

    ОтветитьУдалить
  2. Мне лично кажется, что пока что основной движущей силой является желание первых лиц страны, чтобы у нас было не хуже, чем «у них». И раз приличному государству положено сейчас иметь законодательство о свободе доступа к государственной информации, о защите персональных данных, о госзакупках, говорить о «гражданском обществе» и т.д., и т.п., то и у нас всё это тоже должно быть :)

    При этом, конечно, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что «открытость» у нас постепенно улучшается, что она помогает в борьбе с той же коррупцией (воровать, конечно, продолжают – но во многих случаях уже не столь нагло. Доступность, например, информации о госзакупках уже не позволяет так легко, как раньше, закупать «золотые унитазы» за государственный счёт). Возможно, мы ещё увидим и положительное влияние открытости государственной информации на развитие экономики…

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые коллеги! А ведь ответ на данный вопрос заложен в государственных устоях нашего общества. Хотелось бы напомнить, что статьи 17 Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также 32 Конституции РФ устанавливают право гражданина в непосредственном управлении государством (а не только через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании). Не случайно, ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» в составе целей включала:
     реализацию законных интересов граждан при информационном взаимодействии с органами государственной власти;
     повышение уровня подотчетности органов государственной власти гражданам.
    А в отдельную задачу ФЦП «Электронная Россия» входил «обмен информацией в электронном виде между органами государственной власти и населением».
    Право гражданина на непосредственное управление государством учитывается и в требовании по созданию действенных каналов его влияния на подготовку и принятие решений органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан. Данное требование вошло в систему мероприятий Административной реформы в 2006-2010 гг., и получило свое логическое развитие в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». В соответствии с ней государственная служба призвана обеспечить свою открытость и доступность общественному контролю в целях борьбы с коррупциогенностью.
    При этом, следует различать право гражданина на непосредственное управление государством от прав, подтвержденных пунктом 2-м статьи 13, статьями 21 и 31 Декларации прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, пунктом 2-м статьи 24, статьями 29 и 33 Конституции Российской Федерации. С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить