четверг, 19 января 2017 г.

Электронное правосудие: Новый этап развития


Федеральный закон от № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» был подписан Президентом РФ еще 23 июня 2015 года.  Мне потребовалось время на анализ его новые положений, и я хочу рассказать о своих выводах, тем более, что новые положения вступили в силу с 1 января 2017 года и суды, по сообщениям средств массовой информации, активно готовятся к работе в электронной среде.

Все изменения можно разделить на три группы:
  • Первая группа норм устанавливает, какие подзаконные нормативно-правовые акты должны быть разработаны Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде для того, чтобы расширить сферу применения электронных документов

  • Вторая группа устанавливает порядок создания в электронном виде процессуальных документов в самих судах;

  • Третья группа регламентирует порядок подачи участниками судебного процесса документов в электронном виде через официальные сайты судов.
Четыре федеральных закона дополнены статьями практически одинаково содержания. Это:
  • Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», дополнен статьей 12.2;

  • Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», дополнен статьей 11.4;

  • Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», дополнен статьей 6.4;

  • Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (изменена статья 5, которая уже содержала ряд норм, но ее формулировка немного отличалась от тех, что были включена в три других закона – Н.Х).
Согласно этим статьям, Верховный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде в пределах своих полномочий устанавливают:
  • Порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет»;

  • Требования к техническим и программным средствам, используемым при изготовлении судебных решений в форме электронных документов и подписании (заверении) их усиленной квалифицированной электронной подписью;

  • Требования к использованию сети «Интернет» для направления электронных документов;

  • Иные требования, связанные с использованием электронных документов при рассмотрении дела;

  • Перечень электронных документов, подлежащих приобщению к делу на бумажном носителе.
На первом чтении в Государственной Думе 7 апреля 2015 года проект федерального закона № 686611-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)» представлял официальный представитель правительства, заместитель министра юстиции Д.В.Аристов.

Он отметил, что «в целях использования в гражданском и арбитражном судопроизводстве документов, созданных исключительно в электронном виде и не имеющих копий на бумажных носителях, законопроектом предлагается закрепить, что письменное доказательство может быть представлено в суд в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованием закона «Об электронной подписи»».

При этом Аристов признал, что «положения законопроекта применительно к судам общей юрисдикции носят диспозитивный характер, предоставляют возможность осуществления взаимодействия в электронном виде с участниками процесса при наличии для этого в суде технической возможности. Он также подчеркнул, что Судебным департаментом при Верховном Суде «в настоящее время реализуются мероприятия по созданию таких технических возможностей в судах, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», срок завершения работ - конец 2015 года …».

При обсуждении законопроекта депутат И.К.Сухарев (ЛДПР) задал вопрос о том, «насколько суды во всей нашей системе судов оснащены и имеют технические возможности по применению электронных документов?»

Д.В.Аристов отметил, что в настоящее время «ГАС «Правосудие» администрирует официальные сайты всех судов общей юрисдикции и арбитражных. Все федеральные суды, как общей юрисдикции, так и арбитражные, имеют свои официальные сайты, поэтому техническая возможность имеется, следует только доработать эти сайты для предоставления возможности подачи заявителями электронных документов».

Мой комментарий: Как мне кажется, сводить техническую возможность суда только к наличию на сайте электронной приёмной не совсем правильно. Суды должны не только принять электронные документов, но и иметь возможность с ними работать при рассмотрении дел и, что не менее важно, иметь возможность обеспечить сохранность документов в течении установленных сроков хранения.

Аристов также сообщил, что в соответствии с ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» Судебному департаменту при Верховном Суде на информацию судебной системы в 2014 году выделялось 1,6 миллиарда рублей, на 2015 год запланировано выделить 1,5 миллиарда рублей, на 2016 год - 1,7 миллиарда рублей. По заключению Судебного департамента, подтверждённому Минфином и Счётной палатой, этих средств будет достаточно, чтобы создать технические возможности в судах общей юрисдикции для приёма от заявителей электронных документов.

Мой комментарий: Отмечу, что в целом это революционные изменения, которые направлены на развитие электронного правосудия. От того, как все это будет реализовано на практике, во многом зависит, как будет дальше развиваться наша судебная система и насколько в плане организации работы она будет соответствовать современным потребностям государственного управления и интересам граждан.

Источники: Сайт Государственной Думы / Консультант Плюс
http://www.cir.ru/docs/duma/302/2728169?QueryID=5828853
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200008

Комментариев нет:

Отправить комментарий