По состоянию на начало ноября 2024 года выложены следующие разделы:
- Введение, авторы Тревор Оуэнс (Trevor Owens) и Ребекка Фрэнк (Rebecca Frank), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/4zpua8xr
- Доступ, автор Бенджамин Ли (Benjamin Lee), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/8xwflg9v
- Экспертиза ценности (Appraisal), авторы Калпана Шанкар (Kalpana Shankar) и Эмбер Кушинг (Amber Cushing), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/6557jxbg
- Архивы, автор Мишель Касвелл (Michelle Caswell), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/f8h7t5p1
- Данные, автор Амелия Экер (Amelia Acker), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/wfnkfkaj
- Эмуляция, автор Драган Эспеншид (Dragan Espenschied), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/cqo43abe
- Дело, размещение в дела, файл (File), автор Тревор Оуэнс (Trevor Owens), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/8oidw235
- Метаданные, автор Джесси Джонстон (Jesse A. Johnston), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/2ib9hvvg
- Устаревание (Obsolescence), автор Юан Кокрейн (Euan Cochrane), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/ajzjdqk4
- Обработка (Processing), Эльвия Арройо-Рамирес (Elvia Arroyo-Ramírez) и Кристина Веласкес Фидлер (Christina Velazquez Fidler), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/5fyrimds
- Происхождение (Provenance), авторы Александра Чассанофф (Alexandra Chassanoff) и Рианнон Беттивиа (Rhiannon Bettivia), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/mrih3jw4
- Хранилище (Repository), автор Аён Юн (Ayoung Yoon), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/7wvqv8ky
- Риск, автор Ребекка Фрэнк (Rebecca Frank), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/em6aqift
- Хранение, автор Адам Крисберг (Adam Kriesberg), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/fg7u9mwo
- Доверие, авторы Элизабет Якель (Elizabeth Yakel), Икшель Фаниэль (Ixchel M. Faniel) и Кэтрин Поласек (Katherine Polasek), https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/pub/mfby9zaj
В качестве примера, ниже приведен перевод введения в раздел «Происхождение»:
Введение
Словарь архивной терминологии (Dictionary of Archives Terminology) Общества американских архивистов (Society of American Archivists) определяет «происхождение» 9 provenance) как «1) происхождение или источник чего-либо; 2) информацию о происхождении, ответственном хранении и владении предметом или коллекцией» (см. https://dictionary.archivists.org/entry/provenance.html ). Кроме того, в примечании к определению говорится о фундаментальном архивном принципе происхождения (также известном как «уважение к фондам» - respect des fonds). В контексте архивного дела происхождение является дискриминатором, помогающим отдельно друг от друга хранить документы из разных источников. Однако подобное определение термина является недостаточным с точки зрения решения повседневных задач в области обеспечения долговременной сохранности электронных материалов (электронной сохранности). В архивной науке «происхождение» рассматривается одновременно как процесс и как принцип (см. https://www.researchgate.net/publication/384376235_Origins_and_Beyond_The_Ongoing_Evolution_of_Archival_Ideas_about_Provenance ). Определения оспариваются и эволюционируют, а также применяются на практике и описываются порой прямо противоположными способами.
Обеспечение электронной сохранности - это сконструированная предметная область, построенная на основе опыте и багажа таких смежных областей, архивная наука и практика, а также управление документами. Приверженность архивной терминологии и тот факт, что основополагающим стандартом является эталонная модель открытой архивной информационной системы (Open Archival Information System, OAIS), являются свидетельством тесного взаимодействия крупных архивов и ассоциаций специалистов в области архивного дела и управления документами, а также роста электронной сохранности как профессии. В силу необходимости данная профессия также опирается и на рад других дисциплин: это различные точные науки, в том числе на космические исследования и на информатику (науку о данных, компьютерную науку). Она заимствует метафоры и практики (среди прочих) из исследований в сфере исторической памяти, из медиа-археологии, из истории и консервации/реставрации культурно-исторических ценностей и из музейного дела. Такие критические публикации, как настоящая книга, привносят необходимую гуманистическую перспективу в деятельность по обеспечению электронной сохранности (см. https://trevorowens.org/writings/theory-and-craft-of-digital-preservation/ ).
В последнее десятилетие в различных дисциплинах, от информационных технологий до коммуникационных исследований, появились свои концептуальные подходы к происхождению. Происхождение также упоминается под другими названиями, такими как «поток рабочих процессов» (workflow) или «инструкция» (recipe). Что касается архивной литературы, то в ней по-прежнему существуют значительные различия в теоретическом обосновании принципа происхождения и его применении на практике (см. https://www.researchgate.net/publication/384376235_Origins_and_Beyond_The_Ongoing_Evolution_of_Archival_Ideas_about_Provenance ). Как отмечает Виктория Лемьё (Victoria Lemieux), отсутствие «перекрестного опыления» между дисциплинами отрицательно повлияло на зрелость «происхождения» как теоретической концепции (см. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-40226-0_1 ). Хотя данное понятие в каждой конкретной области может использоваться специфичным образом, однако отсутствие его установившейся интерпретации в сфере электронной сохранении лишь способствует путанице. Так каким же образом архивистам и библиотекарям, которым поручено на практике обеспечивать электронную сохранность, узнать, как устанавливать, проверять и защищать сведения о происхождении?
Мы продолжаем бороться с самоизоляцией отдельных дисциплин, и в данном разделе используется всеобъемлющее определение «происхождения», предложенное Беттивией (Bettivia), Ченом (Cheng) и Гриком (Gryk) в качестве развития теории, для его использования в практике электронной сохранности: «происхождение» понимается как история того, как [цифровой артефакт] возникает и эволюционирует к его текущему состоянию (см. https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-031-18700-1 ). Чтобы конкретизировать наше определение, мы опираемся на точки зрения смежных с электронной сохранностью областей, таких как информатика, человеко-компьютерное взаимодействие, архивное дело, критические исследования культурного наследия, медиа-исследования, культурная антропология, журналистика и экономика, чтобы продемонстрировать ту полезную отдачу, которую трансдисциплинарные подходы дают в областях, ориентированных на практику. Мы критически анализируем операционализацию понятия «происхождение» в области электронной сохранности, поскольку его использование и определения часто могут различаться. Наконец, мы рассматриваем де-факто стандарт метаданных для электронной сохранности PREMIS в качестве представителя метаданных о происхождения в более широком смысле.
Источник: Digital Preservation: A Critical Vocabulary
https://digital-preservation-a-critical-vocabulary.pubpub.org/
Комментариев нет:
Отправить комментарий