понедельник, 30 декабря 2024 г.

Архив, материалы которого затрагивают несколько органов чувств, часть 2: Использование органов чувств для доступа и взаимодействия с коллекциями (1)

Данная заметка Сара Петер (Sarah Petter – на фото) была опубликована 10 октября 2024 года на блоге Национальных Архивов Великобритании.

В ходе недавнего проекта, который я выполняла в Национальных Архивах Великобритании, я изучала, как чувственное восприятие может быть использовано для доступа, взаимодействия и понимания материальности архивных коллекций.

В первом из своих постов я рассказала о чувственно воспринимаемых (сенсорных) характеристикам архивных документов (см. https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-sensory-characteristics-of-archival-documents ). Следующим этапом моего исследования было понимание тех возможностей, которые использование чувственных ощущений открывает для расширения доступа к коллекциям. С этой целью я проводила три типа исследований: это были исследования, выполнявшиеся посредством бесед; выполнявшиеся в ходе совместной работы; а также кабинетные исследования примеров из практики.

Использование органов чувств в секторе культурно-исторического наследия

Запахи

Знаете ли Вы о том, что есть возможность сохранять и воссоздавать «исторические» запахи? Используя научный анализ, такой как газовая хроматография и масс-спектрометрия, можно фиксировать и анализировать химический состав объектов через их выделяемые ими летучие органические соединения (газы, которые они выделяют), а затем воссоздавать его, словно по рецепту.

Воссозданные запахи используются на выставках, в экскурсионных турах, на образовательных занятиях, на просветительских мероприятиях, а также для распространения результатов научных исследований. В рамках исследовательского проекта Odeuropa («Запахи Европы», см. https://odeuropa.eu/the-olfactory-storytelling-toolkit/ ) изучались возможности использования запахов в рамках научных исследований и взаимодействия с пользователями. Результаты показали, что запахи могут помочь с открытием новых перспектив для коллекций, порождая дискуссии и раскрывая новые и неожиданные исторические факты.

Звуки


Ноты в архиве. Номер по каталогу EXT 11/140

Звук используется и как инструмент обеспечения сохранности, и как средство вовлечения. Звуки материального мира, такие как звук перелистывания страниц, ассоциируются с расслабляющим эффектом автономной сенсорной меридиональной реакции (АСМР - autonomous sensory meridian response, ASMR, о ней см. Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/Автономная_сенсорная_меридиональная_реакция - Н.Х.), -
могут привлекать глобальную интернет-аудиторию «материальностью» коллекций, как показал опыт Музея Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum, см, например, https://www.youtube.com/playlist?list=PLe2ihXndm5jseo_RGEGeEbPy09z0nlmZE ). С помощью звука также можно сохранить имеющееся в составе коллекций нематериальное наследие – отражённое, например, в нотах - а также представить коллекции в контексте естественной для них среды для улучшения понимания.

Осязание


Центральную роль в обеспечении возможности прикоснуться к материалам коллекций играют консерваторы и реставраторы. Посредством проведения оценки рисков и оказания соответствующей поддержки, предметы коллекций могут быть сделаны доступными для аудитории с дополнительными тактильными потребностями. Полезность прикосновения в усилении получаемых от объектов впечатлений заметна даже при использовании факсимиле, поскольку получаемая обратная связь указывает на то, что посетители всех возрастов получают значимые яркие впечатления при взаимодействии с представляемыми на выставках высококачественными факсимиле из идентичных оригиналу материалов.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/12/2-2.html )

Сара Петер (Sarah Petter)

Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-using-our-senses-to-access-and-engage-with-collections/

Комментариев нет:

Отправить комментарий