вторник, 10 декабря 2013 г.

На заседании Правительства рассмотрена и одобрена Концепция открытости


На заседании Правительства 5 декабря 2013 года был рассмотрен проект стандарта открытости для органов исполнительной власти.

Проект концепции открытости федеральных органов исполнительной власти был подготовлен членами рабочей группы по совершенствованию стандартов открытости органов государственного управления Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, с участием членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Предполагается, что в результате утверждения концепции будут созданы дополнительные условия для:
  • повышения прозрачности и подотчётности государственного управления и удовлетворённости граждан качеством государственного управления;

  • расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти;

  • качественного изменения уровня информационной открытости федеральных органов исполнительной власти;

  • развития механизмов гражданского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Министр Михаил Абызов, выступая по завершении заседания Правительства на брифинге, отметил, что стандарт открытости состоит из трех основных частей:
«Первая часть – это непосредственная концепция открытости. Вторая часть – это методологические и методические рекомендации по внедрению механизмов открытости. И третья, новая часть, которая появилась в разделе стандарта, – это система независимой оценки и мониторинга открытости органов исполнительной власти.»
Предполагается, что в 2014 году мониторинг и оценка деятельности министерств «будет проводиться независимым экспертным сообществом» не реже одного раза в год, и также будет состоять из трёх частей.
«Первая часть этой оценки – это непосредственно самооценка внедрения механизмов открытости, которую будут проводить руководители министерств и ведомств. Вторая часть состоит из оценки, которая будет проводиться основными референтными группами, то есть теми отраслевыми организациями и общественными объединениями, которые в первую очередь заинтересованы в деятельности министерств и реализации их политик. И третья часть этого мониторинга и оценки – это проведение социологических исследований по методике, которая подготовлена и тоже представлена.»
Пилотная работа по апробации этой системы оценки была проведена в трёх министерствах: труда, здравоохранения и образования и науки. Было опрошено более 1,6 тыс. респондентов, и прежде всего были опрошены референтные общественные группы, которые непосредственно взаимодействуют с конкретным министерством.

Абызов отметил, что результаты оценки показывают, что «министерства и ведомства, которые внедряют механизмы наиболее эффективно, получают позитивный эффект в части вовлечённости граждан в работу министерств, позитивную оценку их деятельности».

Касаясь вопроса реализации инициативы открытых данных, министр отметил, что Правительством по поручению Президента принят план по реализации Хартии по открытым данным, который, по мнению министра, предписывает вывести работу с раскрытием информации в машиночитаемом виде на абсолютно новый уровень. Эта работа проводится Советом по открытым данным. Работа 2014 году «будет продолжена и станет для информационной открытости наших министерств и ведомств одной из основных».

Остановился Абызов и на вопросе о повышению уровня общественного контроля над деятельностью ведомств. Для этого планируется за следующий год масштабно «перезагрузить» деятельность общественных советов:
«На сегодняшний день не при всех министерствах и ведомствах общественные советы созданы, не везде они работают эффективно. Нам важно не только сменить здесь вывеску, нам важно перевести работу общественных советов на неформальный и продуктивный уровень, когда их работа будет приводить к реальному учёту мнения общественных советов в деятельности наших ведомств.»
Третье направление, которое будет продолжено в 2014 году, – это внедрение системы гражданской оценки качества государственных услуг.  Она «будет иметь прямые последствия для оценки качества работы наших государственных служащих и руководителей соответствующих территориальных подразделений. На основании оценки граждан мы будем делать выводы, в том числе о служебном соответствии или уровне компетенции наших специалистов на местах.»

Абызов также сообщил, к чему следует готовиться в ближайшее время органам государственной власти.
«До 10 февраля, в соответствии с решением Правительства, министерства и ведомства должны будут внести в Правительственную комиссию по вопросам Открытого правительства свои собственные индивидуальные планы по внедрению открытости на период 2014–2015 годов, и до 1 марта правительственная комиссия должна их рассмотреть и внедрить.

Кроме того, до 1 марта предполагается провести эту независимую систему мониторинга и оценки степени открытости министерств и ведомств… по сути дела, на старте, такой входной контроль осуществить, для того, чтобы при помощи этой независимой оценки, в том числе, министерствам и ведомствам помочь откорректировать эти планы, их дополнить и посмотреть, как реализация их будет приводить к изменению тех оценок, которые будут даны независимыми экспертами и обществом в феврале. Следующее исследование мы предполагаем сделать до конца 2014 года.»
Концепция открытости на заседании Правительства была одобрена, и Абызову поручено в декабре 2013 года подготовить и внести в установленном порядке в Правительство проект акта Правительства РФ о её утверждении. Одновременно было дано поручение Экспертному совету при Правительстве РФ обеспечить рассмотрение и утверждение Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства методических рекомендаций, а также методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти

Федеральным органам исполнительной власти с учетом специфики их деятельности необходимо разработать и до 10 февраля 2014 г. представить в Правительственную комиссию по координации деятельности открытого правительства планы по реализации этой Концепции.

Мой комментарий: Как видим, планы по повышению открытости органов государственной власти достаточно масштабные, так что органам государственной власти придется  предложить немало усилий, чтобы соответствовать этим требованиям. Думаю, что органы исполнительной власти получат массу «удовольствия» в начале 2014 года, согласовывая свои планы открытости с Правительственной комиссией.

Источник: сайт Правительства РФ
http://government.ru/announcements/8739
http://government.ru/news/8748
http://government.ru/meetings/8743/decisions

Комментариев нет:

Отправить комментарий