понедельник, 2 декабря 2013 г.

В Брюсселе прошла первая ежегодная конференция Международного совета архивов, часть 4


(Продолжение. предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/11/3.html )

День первый, секция S1P1 «Открытое правительство и открытые данные»

Работа секции началась с доклада Джеймса Лоури (James Lowry – на фото), представляющего Международный фонд по управлению документами (International Records Management Trust, IRMT), на тему «Открытое правительство и заслуживающие доверия документы: Оценка законодательно-нормативной базы и возможностей» (Open Government and Trustworthy Records: Benchmarking Regulatory Frameworks and Capacity)

Джеймс Лоури в своём докладе анализировал законодательно-нормативную базу открытого правительства и имеющиеся ресурсы и возможности. Он рекламировал разработки IRMT, упомянув, в частности, «Руководство открытого правительства» (Open Government Guide, http://www.opengovguide.com/ ), в создании которого участвовала эта организация.

Хосе Алонсо (José M. Alonso – на фото) из фонда «Всемирная паутина» (World Wide Web Foundation) выступал на тему «Движение «открытых данных»» (Impact of the Open Data Movement). Презентация Алонсо доступна по адресу http://public.webfoundation.org/2013/11/20131123_BRU_ICA.pdf .

Алонсо начал с рассказа об инициативе открытого правительства, сообщив, что к «Партнерству открытого правительства» в настоящее время присоединились 62 страны, в том числе Украина. Затем он перешел к вопросу об открытых данных и их экономическом потенциале, который Еврокомиссия в 2011 году оценила в 159 миллиардов евро в год. На одном из слайдов в его презентации приведены данные о том, что к июню 2012 года 43 странами было раскрыто более миллиона (!) наборов открытых данных.

Тем не менее, реальная отдача от открытых данных задокументирована лишь в отдельных случаях. Алонсо подчеркнул, что у проблемы, помимо технического аспекта, имеются также политическое, экономическое, социальное, организационное и правовое «измерения». Если открытые данные рассматривать лишь как чисто вопрос технологии, то эта инициатива обречена на неудачу.

Он отметил, что сообщество, занимающееся «открытыми данными», довольно замкнутое (что твитящие коллеги не преминули отметить смайликами), и его члены недостаточно общаются с представителями других дисциплин.

По мнению Алонсо, открытые данные, открытое правительство и прозрачность – разные вещи, и что место открытым данным под «зонтиком» прозрачности.

Рассказав о «Барометре открытых данных» (Open Data Barometer, http://www.opendataresearch.org/barometer ) - совместном проекте Института открытых данных (Open Data Institute) и фонда «Всемирная паутина», - Алонсо сообщил, что, согласно полученным результатам, 55% стран имеет официальные политики в области открытых данных, которые, однако, могут использоваться и в качестве «дымовой завесы». Как оказалось, из числа ключевых наборов данных лишь 10% по-настоящему могут повторно использоваться. Кроме того, зафиксировано существенное снижение уровня использования порталов открытых данных и числа скачиваний наборов данных.

Показания «барометра открытых данных» на сентябрь 2013 года. Более тёмный цвет означает, что национальная инициатива в области открытых данных лучше подкреплена необходимыми ресурсами (слайд 15 из презентации Алонсо)

По его мнению, подготовка высококачественных открытых данных и обеспечение сохранности открытых и взаимосвязанных данных для будущего – две ключевые возможности для архивистов в мире открытых данных.

Тема доклада Мириам Нисбет (Miriam Nisbet – на фото) из Национальных Архивов США (NARA) звучала следующим образом: «Не просто место за столом: Архивисты в центре деятельности «открытого правительства»» (More Than A Seat at The Table: Archivists at the Heart of Open Government)

Нисбет говорила об открытом правительстве и о роли архивистов. Окончательный план США по построению открытого правительства будет опубликован в начале декабря, и он включает модернизацию управления документами. Здесь ещё немало предстоит сделать – до сих пор в некоторых органах исполнительной власти США сообщения электронной почты распечатываются и подшиваются в бумажные дела.

Любопытный факт: Персонал Национальных Архивов носит футболки с цитатой из Обамы «Надлежащее управление документами является становым хребтом открытого правительства». В самом деле, если не налажено управление документами, то невозможно обеспечить доступ к документам и информации. Если нет возможности отыскать нужные материалы, это всё равно, что их нет.

Она упомянула использование краудсорсинга Национальными Архивами США, и рассказала о «контрольной панели гражданина-архивиста» (Citizen Archivist Dashboard), которая поддерживает тегирование, транскрипцию, редактирования, загрузкуи индексирование.

Касаясь вопроса открытых данных, Нисбет отметила, что движение за открытые данные на заменяет практику исполнения законодательства о свободе доступа к государственной информации. Всегда будут такие дела, которые государственные органы не станут публично раскрывать, если их об этом не попросят.

Относительно платы за использование открытых данных, Нисбет повторила известную американскую позицию: «Если они финансируются из бюджета, не следует взимать плату за их использование».

Малькольм Тодд (Malcolm Todd) из Национальных Архивов Великобритании выступил на тему «Архивы, открытые данные и ландшафт интегрированной политики управления информацией» (Archives, Open Data and an Integrated Information Policy landscape)

Как отметил Йоост ван Кутрик (Joost van Koutrik), «доклад Малькольма Тодда был наиболее ярким в данной секции. Если судить по внешнему виду, то от него трудно было ожидать эмоционального выступления – однако такое предположение оказалось бы очень далёким от истины. Тодд призвал идти в ногу с разработками и усилиями других коллег. Трогательно было смотреть, как он ходил из угла в угол по сцене, забыв взять с собой микрофон. Этот человек действительно любит свою профессию. Центральный момент его выступления: если архивы будут дожидаться, пока им передадут материалы на хранение, то обращаться к ним станет бессысленно, поскольку намного больше интересных для исследования материалов куда раньше попадает в Интернет.»

Место традиционной «передачи на архивное хранение» занимают теперь веб-архивация, открытое лицензирование, большие / открытые данные. Нужно включаться в это движение.

Слайд из доклада Малькольма Тодда (фото: Anouk Dunant)

Тодд отметил, что переход от раскрытия государственных документов по умолчанию через 30 лет к правилу 20 лет означает для Национальных Архивов Великобритании огромную дополнительную нагрузку.

По его мнению, взимание платы учреждениями, хранящими культурно-историческое наследие, способно негативно повлиять на открытость информации.

Национальные Архивы нашли способ борьбы с теми, кто неохотно передает документы на архивное хранение. Данные о ходе передачи документов публикуются, и журналистам тем самым предоставляется возможность публично задавать каверзные вопросы.

Касаясь открытых данных, Тодд отметил, что открытые данные хороши лишь тогда, когда пользователям дается четкое описание их содержания.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/12/5.html )

Источник: сайт МСА / Твиттер
http://www.ica.org/14490/annual-conference-2013/brussels-2324-november-2013.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий