суббота, 14 декабря 2013 г.

Судебная практика: Передача персональных данных сотрудников полиции третьей стороне не допускается без их согласия


Проекты реализации планов построения открытого правительства включают себя и активное вовлечение граждан и общественных объединений в осуществление общественного контроля над деятельностью исполнительных органов власти. В настоящее время ведется работа над проектом федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (см.: http://ria.ru/politics/20131018/970999343.html ).

Любой общественный контроль означает, прежде всего, доступ к государственной информации, и встает вопрос о том, к какой информации общественность имеет право доступа.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в марте 2013 года рассмотрела дело № 33-2447/2013, в котором ей пришлось оценивать, имеет ли право общественная организация получать при проведении общественного контроля персональные данные сотрудников полиции.

Суть спора

Президентом Свердловской региональной общественной организации (СРРО) в адрес Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Свердловской области  были направлены заявления о предоставлении информации в отношении сотрудников Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга, бездействие которых повлекло смерть гражданина. Ссылаясь на наличие обращений граждан с жалобами на сотрудников полиции, в порядке общественного контроля заявитель просил сообщить о принятых мерах дисциплинарного воздействия в отношении указанных сотрудников, о результатах переаттестации, а также о том, в какой должности и звании они сейчас работают.

Управлением был направлен ответ, согласно которому запрашиваемые сведения относятся к персональным данным сотрудников полиции и не могут быть переданы третьим лицам без их письменного согласия. Кроме того, отсутствуют основания для передачи запрошенной информации, предусмотренные п. 3 ст. 6 федерального закона «О персональных данных», поскольку решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга ответственность сотрудников полиции не была установлена.

СРРО обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Управления в предоставлении информации, ссылаясь на то, что запрашиваемая информация относится к сфере публичных интересов, вытекает из решения суда и касается жизни и здоровья граждан, поэтому общественная организация имеет право на ее получение от органов полиции в порядке общественного контроля.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга в ноябре 2012 года в удовлетворении заявления СРОО было отказано.

Суд первой инстанции установил, что запрашиваемая заявителем информация относится к персональным данным сотрудников полиции, передача которой третьей стороне не допускается без их согласия, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

Кроме того, суд отметил, что информация о деятельности государственных органов, к которым относится полиция, не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.

Наличие решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия сотрудников Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга, не предотвративших в помещении правоохранительного органа причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть гражданина, не может являться указанным основанием для предоставления информации, поскольку не содержит выводов о возложении на сотрудников полиции какой-либо ответственности.

Суд также принял во внимание то, что специального федерального закона об общественном контроле над органами исполнительной власти не принято, а федеральный закон «Об общественных объединениях» не содержит положений, регулирующих формы и методы осуществления общественными объединениями общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти (в том числе и полиции), - поэтому доводы заявителя о возможности получения им запрошенной информации в порядке общественного контроля над деятельностью полиции не основаны на законе.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в марте 2013 года по делу № 33-2447/2013 отказала в удовлетворении заявления Свердловской региональной общественной организации о признании незаконными действий Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Свердловской области.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=547818

Комментариев нет:

Отправить комментарий