Суть спора
По итогам выездной налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты индивидуальным предпринимателем Ш. налогов и сборов за 2003-2006 годы, налоговая инспекция привлекла его к налоговой ответственности. Среди нарушений было, в том числе, указано и неправомерное применение не подтвержденного первичными документами профессионального налогового вычета. Предприниматель не согласился с таким решением и обжаловал его в арбитражный суд.
Для справки: Ст. 221 НК РФ предусматривает, что при исчислении базы, облагаемой НДФЛ, право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.Отмечу, что разбирательство в судах трех инстанций заняло 3 года 9 месяцев!
Позиция судов
Суд, прежде всего, изучил предъявляемые к индивидуальному предпринимателю требования, содержащиеся в «Порядке учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», утвержденном приказом Министерства финансов РФ № 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-94/430 от 13 августа 2002 года. Суд выделил следующие положения данного нормативного документа, относящиеся к составлению и хранению первичных учетных документов:
- Пунктом 9 «Порядка» установлено, что выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту, - должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.
- Согласно пункту 11 «Порядка», первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
- В соответствии с пунктом 48 «Порядка», индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, книг учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
В рассматриваемом случае суд установил, что предпринимателем представлены первичные документы (поручения банку, платежные поручениями, расходные накладные, кассовые чеки, счета-фактуры, накладные), подтверждающие фактически произведенные расходы в сумме 1,4 миллиона рублей.
Остальную сумму расходов (1,2 миллиона руб.) индивидуальный предприниматель пытался подтвердить, предъявив платежные поручения в адрес ряда коммерческих организаций. Суд, однако, счел, что наличие одних только платежных поручений не позволяет соотнести хозяйственные операции с фактами оплаты; и отметил отсутствие документов, подтверждающих хозяйственные операции с данными поставщиками, по которым представлены платежные поручения в оплату товаров.
Кроме того, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 4 октября 2010 года указал, что сами по себе платежные поручения не подтверждают реальность хозяйственных операций с поставщиками, и не являются доказательством того, что эти расходы связаны с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.
В конечном итоге суд сделал вывод о неподтвержденности предпринимателем произведенных расходов на сумму 1,2 миллиона рублей и отказал индивидуальному предпринимателю в удовлетворении требований. Эта позиция была подтверждена и судами вышестоящих инстанций.
Источник: сайт Высшего арбитражного суда
http://kad.arbitr.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий