вторник, 1 февраля 2011 г.

Высший Арбитражный Суд РФ утвердил порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде

Среди законов, подписанных Президентом России 27 июля 2010 года, был и федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», положения которого сделали реальным представление документов в судебные инстанции в электронном виде.

Ст. 41 арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ) дополнена положением, согласно которому лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде; заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным судом (ВАС РФ).

Подача процессуальных документов (заявлений, жалоб, представлений, отзывов) в электронном виде теперь может осуществляться посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в сети Интернет. Документы, прилагаемые к ним, также могут быть поданы в арбитражный суд в электронном виде.

Приказом ВАС РФ от 12 января 2011 года № 1 утвержден «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде». В нем Управлению делопроизводства ВАС дано распоряжение приступить к приему документов, поступающих в ВАС РФ в электронном виде, организовать их регистрацию и учет (п.2).

Одновременно председателям арбитражных судов всех уровней приказано организовать работу по своевременному приему документов, поступающих в электронном виде, их регистрации и учету, а также по информированию лиц, участвующих в деле, о такой форме обращения в арбитражный суд.

Этим же приказом создана рабочая группа из 8 человек, которая должна проводить мониторинг вопросов применения «Временного порядка».

Для подачи документов в электронном виде лица, участвующие в деле, должны зарегистрироваться в системе «Электронный страж», размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п.1). Представление документов иными способами, включая направление их по электронной почте, настоящим Порядком не регулируется.

Технология подачи документов следующая:
  • Процессуальные документы (заявления, жалобы, представления, отзывы) создаются путем заполнения формы на сайте Высшего арбитражного суда.

  • Остальные документы, которые сторона хочет представить в суд в качестве доказательств, присоединяются к электронной форме в виде отсканированных образов в формате Adobe PDF.
Цитируя "Временный порядок":
§ 2. Общие требования к подаваемым документам

1. Для представления в арбитражный суд в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования.
_________________
Все документы должны быть отсканированы в черно-белом цвете в формате Adobe PDF: качество - не менее 200 точек на дюйм (dpi) для сохранения всех аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати, углового штампа бланка (если приемлемо), а также исходящего номера и даты заявления. Размер файла не может превышать 10 Мб.

Каждый отдельный документ должен быть отсканирован и загружен в систему подачи документов в виде отдельного файла. Количество файлов должно соответствовать количеству документов, подаваемых в суд, а наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе (например: Накладная 245 от 02032009 Зл.pdf).

2. В случае, когда исковое заявление, поданное в электронном виде (апелляционная жалоба, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам) подлежат возвращению, вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета решается только при наличии оригинала документа, подтверждающего ее уплату.
Далее в документе подробно излагается, какие виды заявлений могут быть поданы в суды различных инстанций, и какие документы к ним должны быть приложены в обязательном порядке. Виды заявлений (обращений) по делам о несостоятельности (банкротстве), а также перечень прилагаемых к ним документов указаны в Приложении к Временному порядку.

После подачи документов в электронном виде, в «личный кабинет» пользователя приходит уведомление о поступлении документов с указанием даты поступления. Эта дата учитывается при рассмотрении вопроса о соблюдении заявителем срока для совершения процессуальных действий (часть 6 статьи 114 АПК РФ) (раздел V. П.2).

При отправлении искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства система автоматически фиксирует дату и время совершения пользователем указанного действия. При этом дата и время определяются по часовому поясу, в котором находится арбитражный суд, являющийся адресатом соответствующих документов.

При получении документов в арбитражном суде, специально выделенный для этого сотрудник просматривает все поступившие документы. Он должен убедиться в том, что поступившие документы читаемы, адресованы суду, оформлены в соответствии с «Порядком», включая соблюдение требования о наличии подписи в отсканированном документе, и поступили в суд соответствующей инстанции.

Кстати, о подписи. Про ЭЦП ни АПК, ни «Временный порядок не упоминают». Раздел I «Условия подачи документов в электронном виде» требований о каком-либо подписании процессуальных документов не содержит.

Если все условия соблюдены, то арбитражный суд направляет пользователю уведомление о получении поданных в электронном виде документов. В уведомлении указывается дата получения документов, которая считается датой поступления документов в арбитражный суд (раздел V, п.3). В противном случае, пользователю направляется уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в арбитражный суд.

«Временный порядок» регулирует и процедуру первичной обработки поступивших документов (раздел V, п.4). Предусмотрено использование смешанного документооборота. Распечатываются следующие документы:
  • исковое заявление (заявление, апелляционная жалоба, кассационная жалоба),
  • заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора,
  • заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам,
  • заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявления (ходатайства),
  • опись документов, поступивших в электронном виде (она формируется автоматически системой подачи документов).
Распечатанные документы передаются на регистрацию. Для идентификации документов, поступивших в электронном виде, на лицевой части каждого документа ставится отметка суда «поступило в электронном виде».

Регистрация документов ведется в порядке, предусмотренном «Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации», т.е. документы включаются в систему делопроизводства суда, и работа с ними ведется по общим для всех документов правилам.

Изучение поступивших в арбитражный суд в электронном виде документов осуществляется судьями и сотрудниками суда при помощи имеющихся в распоряжении суда технических средств. При необходимости такие документы могут быть распечатаны.

В случае если поступившие в арбитражный суд документы подлежат направлению в арбитражный суд вышестоящей инстанции для рассмотрения, распечатанные документы вместе с делом направляются в соответствующий арбитражный суд по почте. В суд вышестоящей инстанции направляется также диск, содержащий электронные копии документов, направленных через систему подачи документов.

Ознакомление лиц, участвующих в деле, и иных лиц в случаях, предусмотренных АПК РФ, с материалами дела, существующими в электронном виде, осуществляется в здании суда без их распечатывания путем предоставления заинтересованным лицам доступа к данным материалам с использованием технических средств суда либо путем предоставления данных материалов для ознакомления на оптическом носителе.

Мой комментарий: В настоящее время арбитражные суды являются одними из самых продвинутых органов государственной власти в области использования информационных технологий. Они уже давно принимают в качестве доказательств различные виды электронных документов, и сейчас наши судьи весьма неплохо разбираются в их специфике.

Перевод судебного производства в электронный вид, с моей точки зрения, будет одним из катализаторов, способных значительно ускорить расширение сферы применения электронных документов. Стоит отметить, что этот процесс уже начался. Так, уже 20 января 2011 года Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт на основании документа, поступившего в канцелярию суда в электронной форме (см. http://www.rg.ru/2011/01/21/sudonline.html ).

Источники: Кодекс / «Российская газета», федеральный выпуск №5387 (11) от 21 января 2011 г.
http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=902255541&nh=1
http://www.rg.ru/2011/01/21/sudonline.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий