В 2007 году Кабинет министров Украины создал Центральный государственный электронный архив Украины (ЦГЭА Украины), призванный сохранить для грядущих поколений широчайшие пласты информации. Однако архив будущего пока не впечатляет ни величием монументальных сооружений, ни новейшими информационными хранилищами с многоступенчатыми системами защиты.
К профессиональному празднику, который отмечают 24 декабря, электронный архив дополнительно получит пять больших комнат. Это временное решение проблемы, ведь поскольку организации требуется гораздо больше площадей для хранения электронного наследия страны, а для обеспечения доступа к ней - читальных залов. Все это архивисты должны получить следующим летом, когда будет сдан в эксплуатацию комплекс архивных сооружений.
В целом на протяжении 2006-2010 годов для Госкомархива предполагалось построить несколько корпусов общей площадью более 52,5 тыс. квадратных метров. Сметная стоимость проекта - 252 млн. гривен.
«В этом году на строительство направлено 30 млн. гривен», - говорит в интервью журналу «Вече» Председатель Государственного комитета архивов Украины Ольга Гинзбург (на фото). «Завершить все строительные работы планируем до 20-й годовщины независимости. Тогда на Соломенской улице возникнет настоящий архивный городок, в котором расположатся все центральные архивы страны».
Как выяснилось, материалов для хранения в электронном архиве пока маловато, ведь в стране еще не приобрел массового распространения электронный документооборот. Закон «Об электронных документах и электронном документообороте», принятый еще в 2003 году, так и не заработал в полную силу: лишь около 20 органов государственной власти отказались от привычных гербовых бумаг, перейдя на электронные документы. Среди первопроходцев - Главгосслужба, Минэкономики, Минфин, Минтранссвязи, Государственная налоговая служба, Государственная пограничная служба Украины. У других то ли денег не хватает, то ли вследствие психологической неготовности нет желания работать с электронными документами. Однако уже в 2011 году все центральные органы власти должны перейти на электронный документооборот.
Сложная ситуация сложилась с электронной цифровой подписью, обязательным атрибутом юридически-значимого электронного документа. Хотя у нас и продают ключи электронно-цифровых подписей, они не соответствуют международным стандартам, которые действуют в Украине с 2005 года. Это делает невозможным обмен электронными документами как со странами Европейского Союза, так и с Россией.
Понятно, что даже повсеместное внедрение электронного документооборота не приведет к мгновенному наполнению Центрального государственного электронного архива Украины (ЦГЭА). По закону, электронные документы должны храниться так же, как и бумажные. Таким образом, сначала документ в течение двух лет обращается в учреждении, затем попадает в архив организации или ведомства, и лишь потом его передают на хранение в государственный архив. Поэтому ЦГЭА придется подождать не менее десяти лет, прежде чем документы поступят в архив.
Чтобы ускорить этот процесс, в ЦГЭА разработана и вынесена на широкое обсуждение «Концепция планирования жизненного цикла электронных документов и электронных информационных ресурсов». По мнению О. Гинзбург, электронные документы должны передаваться на хранение в государственный архив не через 10-15 лет после их создания, а после трех.
«В архивном деле существует понятие неделимости фондов, поэтому бумажный и электронный документы, имеющие силу оригинала, должны храниться в одном месте», - рассказывает еще об одной правовой коллизии директор ЦГЭА Анатолий Лавренюк. «Мы хотим добиться, чтобы областные и центральные архивы входили в число источников комплектования электронного архива, ведь только у нас будут созданы условия для длительного и надежного хранения любых объемов информации».
Проблематичным представляется на нынешнем этапе сохранение интернет-наследия, электронных баз данных. Нужно разработать не только критерии отбора подлежащей сохранению информации с сайтов, - следует на законодательном уровне решить проблему прав интеллектуальной собственности, возникающую при копировании сайтов. Если специализированные государственные учреждения (библиотеки, фонды) в соответствии с законом получают от владельцев информации обязательный бумажный экземпляр, то ЦГЭА вынужден каждый раз просить разрешение на то, чтобы скопировать сайт.
Сейчас в активе ЦГЭА имеется несколько архивных коллекций интернет-ресурсов, например, коллекция материалов о выборах Президента Украины 2010 года. «Мы заключили соглашения с политическими партиями, с кандидатами, которые баллотировались на выборах, на право копирования их сайтов», - делится с корреспондентом «Віче» проблемами создания электронного архива А. Лавренюк. «Наша коллекция содержит 27 сайтов, причем пять из них уже исчезли из Интернета».
В коллективе ЦГЭА преобладает молодёжь (фото: Ольга Прокопчук)
Сотрудники архива работают над созданием коллекции о местных выборах в Украине 2010 года. ЦГЭА проявляет интерес к электронным архивам известных людей. Недавно было распространено обращение к общественным деятелям, ученым, творческим союзам, деятелям культуры с призывом предоставлять информацию в электронном виде на вечное хранение. «Например, писатель может прислать свою переписку, которую мы сохраним для потомков, а в будущем обеспечим доступ к ней исследователей», - говорит директор Центрального государственного электронного архива.
На обращение откликнулось государственное информагентство «Укринформ», которое согласилось передать в ЦГЭА многочисленные тематические коллекции (тексты и фотографии), в частности, о Голодоморе, о выборах Президента Украины 2004 и 2010 годов, о выборах в Верховную Раду 2006 и 2007 годов, о песенном конкурсе «Евровидение-2005» и т.д.
Все материалы архива сохраняются как в оригинальном виде, в котором они поступили, так и время от времени проводят их конверсию в современные форматы, в соответствии с действующими техническими требованиями. ЦГЭА стремится получить право нотариально заверять эти документы, чтобы они не теряли юридической силы. Требует совершенствования законодательная база, обеспечивающая публичный доступ к накопленной информации.
ЦГЭА самостоятельно разрабатывает автоматизированную поисковую систему, потому что не хватает средств на ее приобретение. В этом году планировали закупить два мощных сервера для записи информации, но надежды на государственный бюджет оказались напрасными.
«Скоро мы получим мощные хранилища», - уверен А. Лавренюк. «Будем хранить электронно-информационные ресурсы на серверах, а не на жестких дисках, как сейчас. Будут открыты читальные залы, в которых можно будет получить доступ к электронным документам, оформив заявку».
Директор ЦГЭА рассказывает, что планируется построить еще два хранилища - они будут расположены в разных местах, чтобы обезопасить информацию от уничтожения вследствие каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Одновременно создаются и страховые копии документов. В перспективе ЦГЭА может аккумулировать всю электронную информацию: электронные документы, информационные ресурсы, архивные материалы личного происхождения и т.д. Сейчас электронные документы и электронные информационные ресурсы хранятся разрозненно в государственных учреждениях.
Другие страны ежегодно тратят миллионы долларов на интеграцию в глобальное виртуальное пространство, электронное управление, оцифровку накопленной веками информации. В Украине же из-за ненадлежащей материально-технической базы ЦГЭА и пробелов в законодательстве будет трудно выполнить эту задачу большой государственной важности.
А. Лавренюк, провожая корреспондента «Вече», указал на недостроенное здание, возвышающееся над комплексом архивных сооружений: здесь уже в следующем году появится главный корпус Центрального государственного электронного архива Украины.
Юрий Поташний
Источник: сайт журнала "Віче" / сайт ЦГЭА Украины
http://www.viche.info/journal/2301/
http://tsdea.archives.gov.ua/ua/advisory/work/pdf/viche.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий