суббота, 22 февраля 2020 г.

Судебная практика: Депутатский запрос и обращения граждан


Проблемы классификации запросов и обращений граждан возникают не только при их рассмотрении. Не меньшие проблемы возникают и тогда, когда требуется классифицировать правонарушение и определиться, по какой статье и какого Кодекса нужно привлекать должностных лиц к ответственности.

Московский городской суд в августе 2018 года вынес постановление по делу №4а-4628/2018, в котором пришлось решать вопрос о том, правомочно ли было привлекать к административной ответственности по ст.5.59 КоАП руководителя за то, что он проигнорировал запрос депутата Совета депутатов муниципального округа Щукино города Москвы.

Суть спора

В ходе проведения Хорошевской межрайонной прокуратурой города Москвы проверки исполнения бюджетным учреждением требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан было установлено, что гражданин, являясь должностным лицом - директором учреждения, уполномоченным на рассмотрение обращений граждан, в нарушение требований ст. 10 и 12 федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», надлежащим образом не рассмотрел зарегистрированное в учреждении в сентябре 2017 года обращение депутата Совета депутатов муниципального округа Щукино г. Москвы, и ответ на него не направил.

Это послужило основанием для возбуждения Хорошевским межрайонным прокурором производства по делу об административном правонарушении и направлении дела на рассмотрение мировому судье.
 
Постановлением мирового судьи судебного участка №152 района Щукино города Москвы в декабре 2017 года гражданин был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы в феврале 2018 года было оставлено без изменения, а жалоба гражданина - без удовлетворения.

Позиция Московского городского суда

Суд отметил, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Рассмотрение обращения депутата представительного органа местного самоуправления не регулируется нормами федерального закона, так как такое заявление не подпадает под понятие «обращение граждан» в том смысле, в каком оно изложено в федеральном законе 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Судебными инстанциями также не учтено, что на основании п.1 ст.40 федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

В силу положений ст.2 Закона г. Москвы от 25.11.2009 №9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве», депутат в связи с осуществлением своих полномочий вправе обращаться в письменной или устной форме в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий.

Ответственность за несоблюдение установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения и на депутатские запросы) депутату Московской городской Думы или депутату муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП города Москвы.
Для справки: Закон г. Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Статья 14.1. Невыполнение законных требований депутата Московской городской Думы или депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве

2. Несоблюдение должностным лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения и на депутатские запросы) депутату Московской городской Думы или депутату муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
На этом основании суд сделал вывод о том, что действия гражданина подлежали квалификации по ч.2 ст.14.1 КоАП города Москвы.

По настоящему делу переквалификация действий гражданина со ст.5.59 КоАП РФ на ч.2 ст.14.1 КоАП г. Москвы недопустима, поскольку нормами КоАП РФ возможность переквалификации статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на статью (часть статьи) закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, не предусмотрена.

Суд отменил постановление мирового судьи судебного участка №152 района Щукино города Москвы, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении гражданина. Производство по делу прекращено.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOCN;n=1050415

Комментариев нет:

Отправить комментарий