воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Судебная практика: Жилищный инспектор отвечает лишь за подготовку проектов ответов на обращения граждан, и штрафовать его нельзя


Октябрьский районный суд г. Ижевска в сентябре 2017 года вынес решение по делу №12-593/2017, в котором выяснялся вопрос, может ли быть привлечен к административной ответственности главный государственный жилищный инспектор Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, по ст.5.59 КоАП «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан», который отвечал лишь за подготовку проектов ответов на обращения граждан.

Суть спора

При проведении плановой проверки детельности Государственной жилищной инспекции было установлено, что в инспекцию поступило два обращения граждан, в которых они указали на незаконную перепланировку квартир.

Обращения были расписаны Главному государственному жилищному инспектору с заданием рассмотреть, провести проверку и подготовить ответ. В установленные сроки проверки не были окончены, сроки их проведения не были продлены, о продлении срока проверки граждане не были уведомлены.

Органы прокуратуры сочли, что Главный государственный жилищный инспектор осуществляет функции представителя власти, поэтому является должностным лицом. Она не обладает правом подписания ответов гражданам, но ей было вменено в вину необеспечение своевременного, объективного и всестороннего рассмотрения обращений, что входит в ее обязанности.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Ижевска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Ижевска, в декабре 2016 года гражданка была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ. Она являлась должностным лицом и в нарушение требований федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в октябре 2016 года по месту исполнения обязанностей не обеспечила своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение обращений двух граждан, за что и была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5 тысяч руб.

Позиция гражданки

Гражданка подала жалобу, в которой она просила отменить вышеуказанное постановление, поскольку она не является должностным лицом и не обладает полномочиями на подписание ответов гражданам. Таким образом, состав административного правонарушения в её действиях отсутствует.

Гражданка отметила, что мировым судьей не была установлена её вина в нарушении сроков ответа на обращения граждан. Поскольку по обращениям граждан необходимо проведение проверки, включающей несколько этапов, направление запросов, длительность ответа на которые зависит в том числе и от пробега почты, «выход в адрес», причём в жилое помещение собственник может инспектора не пустить, - месячного срока для проведения проверки может оказаться недостаточно.

Позиция Октябрьского районного суда г. Ижевска

Суд отметил, что в силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно должностному регламенту главного государственного жилищного инспектора гражданка была наделена в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от нее (составляет и выдает предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и управляющим компаниям жилищного фонда, контролирует исполнение предписаний, составляет протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ – пункт 10 должностного регламента).

Должность входит в перечень должностных лиц Государственной жилищной инспекции, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль, утвержденный Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 №538.

В связи этим суд сделал вывод о том, что она. является субъектом вменяемого правонарушения. В силу п.10 должностного регламента главного государственного жилищного инспектора, он проводит по обращениям граждан проверки в установленном порядке и готовит проекты ответов в установленные сроки. Таким образом, необеспечение своевременного, объективного и всестороннего рассмотрения обращений граждан может быть ему вменено в вину.

Суд оставил по существу без изменения постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ в отношении гражданки оставить, а жалобу гражданки – без удовлетворения.

Позиция Верховного Суда Удмуртской Республики

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики в феврале 2018 года (Постановление №4а-2) отметил, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Ст. 4 федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Согласно должностному регламенту главного государственного жилищного инспектора лицо, замещающее указанную должность, обязано рассматривать обращения граждан, проводить по ним проверки в установленном порядке и готовить проекты ответов в установленные сроки. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на одно из обращений был подписан Заместителем начальника Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики. В свою очередь главный государственного жилищный инспектор отвечает лишь за подготовку проектов ответов на обращения граждан.

Таким образом, вывод о том, что гражданкой совершены действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, не является обоснованным.

Суд отменил постановление и.о. мирового судьи и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска, вынесенные в отношении гражданки, а производство по данному делу прекратил в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Источник: Консультант Плюс/ сайт Октябрьского районного суда г. Ижевска
https://oktyabrskiy--udm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=42699387&delo_id=1502001&new=&text_number=1 
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOPV;n=389674

Комментариев нет:

Отправить комментарий