(Продолжение, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2020/02/1_17.html )
Период после цифровой революции
Мой комментарий: Лично я считаю, что электронная (цифровая) революция ещё только-только начинается, и что завершился лишь её первый этап. Мы ведь не говорим, что революционные преобразования, связанные с электромагнитными технологиями, закончились с появлением лампочек накаливания!
Предвестником цифровой революции стала компьютеризация организациями различных процессов и потоков работ в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Сфера этой компьютеризации была в значительной степени ограничена очень предсказуемыми процессами с большими объемами транзакций, такими, как расчет заработной платы, ведение бухгалтерских книг, управление запасами и т.д. Эти процессы были компьютеризированы путем создания баз данных с моделью данных, специально адаптированной к конкретному процессу.
Цифровая революция пришла в крупные англоязычные экономики в начале 1990-х годов, когда был найден способ включения общей деловой переписке в структуру данных. Рассматриваемая структура данных содержалась в протоколе электронной почты (см. https://en.wikipedia.org/wiki/Simple_Mail_Transfer_Protocol ), в котором специфицировался формат, с использованием которого один подключенный к Интернету компьютер мог послать сообщение (электронную почту) другому. Распространение электронной почты привело к появлению компьютеров на рабочих столах каждого служащего в крупных экономиках.
Мой комментарий: Протокол SMTP, на который сослался автор, появился ещё в 1982 году т.е. «до интернета». Электронная почта впервые появилась в корпоративных компьютерных сетях.
Подобно тому, как квантовая частица, такая как электрон, может рассматриваться и как частица, и как волна, так и электронные письма в системах электронной почты можно рассматривать:
- как неструктурированные данные - электронные письма являются отдельными элементами переписки, которые перемещаются от одного лица к другому и которые в определенный момент следует сохранить вместе с иной документацией, относящейся к тому же направлению работы; либо
- как структурированные данные - система электронной почты представляет собой корпоративную базу данных, и каждое новое сообщение электронной почты становится новой записью в базе данных. Подобно записям в базе данных любого другого типа, ни отправителю, ни кому-либо из получателей не нужно помещать его в дело, поскольку это сообщение интегрировано в структуру / схему системы электронной почты с момента отправки / получения.
- Преобладающей формой документирования стали «наборы данных». Организации имеют множество баз данных. Некоторые из них относятся к конкретному процессу или направлению деловой деятельности, другие используются в масштабах всей организации. Система электронной почты - это база данных переписки. Система управления контентом представляет собой базу данных контента, доступного через веб-сайт и/или интранет. Система управления взаимоотношениями с клиентами (customer relations system) - это база данных о контактах с клиентами, и т.д. Некоторые оперативные и логистические базы данных могут содержать критически важную для деловой деятельности информацию, а также ключевую интеллектуальную собственность и ноу-хау;
- Объемы и скорость передачи документации увеличиваются в геометрической прогрессии. Распространение электронной почты привело к тому, что время, необходимое для передачи корреспонденции от отправителя к получателю сокращается практически до нуля;
- Нет какой-то единой общей схемы организации документов. Каждый набор данных использует свою собственную отдельную схему метаданных / модель данных;
- Управление документами становится стратегической / политической функцией, устанавливая требования к тому, что отдельные сотрудники должны и не должны делать с документами и данными, которые они создают и получают;
- Перенос структурированных данных из аналоговых регистров, индексных и инвентарных книг, картотек и учётных реестров в цифровые базы данных является трансформирующим процессом благодаря новым мощным способам обработки и анализа данных, которые приносят с собой компьютеры;
- Поля метаданных позволяют машинам «понимать» данные в структурированных системах. Машины могут выполнять задачи управления информацией, если им даны правила, сообщающие им, какие действия должны быть инициированы при появлении в поле метаданных определенных значений.
В начале цифровой эпохи профессия управления документами видела свою задачу в управлении электронными документами. Это видение было основано на предположении, что фундаментальным изменением, связанным с цифровой революцией, являлась смена формата с бумажного на цифровой. Мы предполагали, что неструктурированные данные будут по-прежнему преобладать над структурированными данными, как это было на протяжении всей истории управления документами в период до цифровой революции. Мы предполагали, что элементы переписки будут продолжать функционировать как неструктурированные данные – как более-менее самостоятельные, свободно перемещающиеся объекты, которые в определенный момент их жизненного цикла необходимо захватить и интегрировать в структуру и систему.
Стандартная стратегия управления документами в первое десятилетие цифровой эпохи заключалась в том, чтобы настроить корпоративные документные системы, в которые можно было бы захватывать документы и переписку, интегрируя их с другими документами в рамках классификации / структуры документов.
Эта стратегия провалилась из-за того, что большая часть корреспонденции существует в виде электронных писем в электронных почтовых системах. Их движение сводится к передаче из одной системы электронной почты в другую, если отправитель и получатель используют различные почтовые системы. Нет такой точки, в который отправителю либо получателям нужно «списать их в дело». Сообщения электронной почты уже интегрированы в структуру и схему метаданных системы электронной почты как отправителя, так и получателя (получателей).
В цифровую эпоху единственным типом документов, который функционирует как «неструктурированные данные» и нуждается в сознательном захвате в структуру, являются документы, созданные с помощью программного обеспечения для обработки текстов / презентаций / электронных таблиц, такого как Microsoft Word / PowerPoint / Excel. Такие документы ведут себя подобно документам бумажной эпохи. На момент их создания они ещё не интегрированы в структуру, и поэтому их создатель должен где-то их зарегистрировать и сохранить. Отсюда возникает потребность в системах управления контентом (document management systems).
Корпоративные системы управления контентом заслуживают внимания. Они нуждаются и заслуживают тщательного управления. Они выступают в роли документных систем для контента, созданного в таких пакетах программ, как Microsoft Word, PowerPoint и Excel. Они обеспечивают более чем достаточный объём работы для многих специалистов-практиков. Мы, однако, не можем основывать на них свою профессию. Наша профессия все меньше влияет на такие системы, поскольку огромная часть рынка таких систем принадлежит всего двум поставщикам (Microsoft и Google).
Между корпоративными системами управления контентом и системами электронной почты сложились непростые взаимоотношения. Системы управления контентом редко выступают в качестве документных систем для корреспонденции; в то же время системы электронной почты обычно действуют в качестве документных систем для контента. Когда необходимо кому-либо передать контент, он обычно отправляется по электронной почте.
Мой комментарий: Последнее утверждение (в плане «обычно») на данный момент устарело. Контент сегодня передается разнообразными способами – через социальные сети, путем открытия доступа к файлам в облачных хранилищах и на веб-сайтах, через доверенные третьи стороны и т.д. Помимо этого, вместо передачи документов туда-обратно всё чаще практикуется совместная работа над ними в информационных системах.
В системе электронной почты фиксируется дата отправки контента, сведения об отправителе и адресатах, переданное вместе с контентом сообщение полученные ответные сообщения. Как корпоративная система управления контентом, так и система электронной почты охватывают все виды корпоративной деятельности. Каждая из них содержит большую часть документов организации, однако система электронной почты даёт гораздо больше с точки зрения информации о ходе принятия решений в связи с документами и помимо них.
Системы для совместной работы последнего поколения (такие как Microsoft Teams - пространство для групповой работы в Office 365 – Н.Х; и Slack – корпоративный мессенджер – Н.Х.) пытаются преодолеть этот разрыв между системами электронной почты и системами управления контентом, выводя информационный обмен в рамках рабочих групп из систем электронной почты в пространство для совместной работы. Это стратегия лучше, чем попытки переместить диалоги, имевшие место в среде электронной почты, в среду управления контентом. У неё есть хорошие шансы на успех, когда люди преимущественно общаются в рамках тесно сплочённой группы (например, в рамках проектной команды). Она, однако, имеет тенденцию работать не так хорошо, когда взаимодействие идёт через границы групп и организаций, с вовлечением в него меняющегося набора собеседников по изменяющемуся кругу вопросов. Эта последняя категория охватывает многих людей, чьи документы архивисты обычно хотят принять на постоянное хранение (лица, принимающие политические решения; дипломаты и т.д.).
ИИ-революция
ИИ-революция происходит прямо сейчас, в начале третьего десятилетия 21-го века. Она влечет за собой значительное расширение сферы суждений и выводов, которые могут быть сделаны с помощью машинного интеллекта.
До ИИ-революции машины могли принимать касающиеся управления информацией решения и суждения лишь при определенных обстоятельствах, круг которых был ограничен, а именно, при одновременном выполнении следующих трёх условий:
- машина явным образом запрограммирована, как именно выносить суждение или принимать решение;
- решение может быть принято на основе значений в полях метаданных;
- значения в этих полях метаданных должны быть ясными и однозначными.
Наиболее очевидный способ обучить инструмент машинного обучения выделять деловую переписку в системе электронной почты - это «скормить» ему обучающий набор электронных писем, каждое из которых классифицировано как «деловое» либо «личное / тривиальное». Модель машинного обучения анализирует набор деловых писем и ищет характеристики, значения которых, как правило, отличаются от значений тех же характеристик для не-деловой переписки. Инструмент предлагает возможный алгоритм классификации, устанавливая параметры для каждой характеристики данных. Затем алгоритм обычно тестируется путем подачи на вход смешанного набора, содержащего как деловых, так и не-деловые электронных письма, с тем, чтобы увидеть, насколько точно он способен их различать.
Если до ИИ-революции правила для машинные опирались на определенность, нынешние алгоритмы работают с учётом вероятности. Неформальный стиль электронного письма увеличивает вероятность того, что оно является тривиальным (или личным), но не дает безусловной уверенности в этом. Принимая во внимание другие особенности данных (заголовок электронного письма, количество получателей, роли получателей, темы, затронутые в письме, судя по ключевым словам в теле сообщения и т.д.), алгоритм может повысить собственную уверенность в правильности классификации письма как «тривиального / личного» (или «делового»). Алгоритмы машинного обучения могут сообщить Вам не только то, как они классифицировали объект, но также выдать и количественную оценку достоверности этого суждения. Это позволяет организации установить пороговый уровень достоверности, ниже которого вынесенные машиной суждения должны проверяться людьми.
(Окончание следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2020/02/3.html )
Джеймс Лепен (James Lappin)
Источник: блог «Thinking Records»
https://thinkingrecords.co.uk/2020/01/30/records-management-before-and-after-the-ai-revolution/
Комментариев нет:
Отправить комментарий