понедельник, 3 февраля 2020 г.

США: Заявление Общества американских архивистов по поводу выставленной Национальными Архивами отретушированной фотографии Женского марша 2017 года в Вашингтоне


Данное заявление Общества американских архивистов было опубликовано на его сайте 19 января 2020 года.

Статья под названием «На выставленной Национальными Архивами экспонате замазаны изображения, критикующие президента Трампа» (National Archives exhibit blurs images critical of President Trump), опубликованная 17 января 2020 года в газете «Вашингтон пост», вызывает серьезную обеспокоенность у Общества американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) в плане фальсификации исторических документов, политизации Национальных Архивов и его публичных выставок, и профессиональных обязательств в части объективности и честности.

Фотография, послужившая поводом для скандала. Утверждается, что в ней были отретушированы как минимум четыре анти-трамповских плаката (из газеты Guardian,  https://www.theguardian.com/us-news/2020/jan/18/national-archives-sign-womens-march-photo )

Архивисты - это профессионалы, следующие Кодексу профессиональной этики (этический кодекс SAA - SAA Code of Conduct - см. здесь: https://www2.archivists.org/statements/saa-code-of-conduct ), который включает следующее положение об аутентичности:
«Архивисты обеспечивают аутентичность и постоянную пригодность к использованию порученных их заботе документов. Они документируют и защищают уникальные архивные характеристики документов, и стремятся защитить интеллектуальную и физическую целостность документов от несанкционированного вмешательства и порчи. Архивисты не вправе самовольно изменять, манипулировать или уничтожать данные или документы для того, чтобы скрыть факты или исказить доказательства. Они тщательно документируют любые действия, которые потенциально могут вызвать изменения в курируемых ими документах или вызвать вопросы в отношении аутентичности документов».
Отретушированная фотография представляет собой увеличенное изображение массовой демонстрации в поддержку прав женщин – «Женского марша» (Women’s March), прошедшего 21 января 2017 года в г. Вашингтоне, округ Колумбия. Сотрудники Национальных Архивов преднамеренно размыли или изменили как минимум четыре из попавших на фотографию плакатов. Это не только нарушает обязанность архивистов быть объективным (и следовать профессиональным ценностям и передовым практикам), - подобное изменение является мошенничеством и введением в заблуждение. Оно направлено на то, чтобы молодёжь не увидела «тревожных» слов, а также на то, чтобы не отражать точку зрения одной определённой стороны. Однако в этом и заключается цель публичных демонстраций.

В то время, когда многие американцы ставят под сомнение честность и целостность государственных учреждений и должностных лиц, Национальные Архивы должны служить примером точного представления истории страны.

В заявлении от 18 января 2020 года Национальные Архивы извинились за свои действия:
«Мы допустили ошибку.

«Как Национальные Архивы США, мы всегда были и продолжаем быть полностью приверженными обеспечению сохранности наших архивных фондов, без внесения каких-либо изменений.

«На одном из стендов экспозиции мы замазали ряд слов на протестных плакатах на фотографии Женского марша 2017 года. Этот экземпляр фотографии не является архивным документом Национальных Архивов; фотография была лицензирована для использования в качестве рекламного изображения.»

«Тем не менее, мы поступили неправильно, изменив изображение.»

«Мы убрали соответствующий стенд и как можно скорее заменим его на стенд, использующий неизменённое изображение.»

«Мы приносим свои извинения, и немедленно приступим к тщательному пересмотру наших правил и процедур проведения выставок с тем, чтобы подобное больше не повторилось».
SAA поддерживает ускоренный пересмотр политики и процедур в качестве свидетельства неизменной приверженности Национальных Архивов защите точности и уважению к исторической документации.

Утверждено на заседании Исполнительного комитета SAA 19 января 2020 г.

Мой комментарий: Следует отметить, что выставка, о которой идёт речь, рассказывала об истории борьбы американских женщин за право голоса в прошлом веке, и прямого отношения к президенту Трампу не имела. На фото ниже показано, как в целом выглядела эта экспозиция.


Как объяснил руководитель архивной службы США Дэвид Ферьеро (см. https://aotus.blogs.archives.gov/2020/01/22/accepting-responsibility-working-to-rebuild-your-trust/ ), идея организаторов заключалась в том, чтобы связать прошлое и настоящее женского движения, показав два женских марша разных эпох, снятые с одной точки. Замазаны были не только высказывания о Трампе, но и слова, обозначающие женские половые органы. Сейчас та же экспозиция выглядит следующим образом:

Вид экспозиции по состоянию на 20 января 2020 года

Фотографии стали значительно меньше, и теперь тексты плакатов разглядеть проблематично :)

Оставляя в стороне то, что вряд ли вокруг случившегося был бы поднят такой шум, если бы фото относилось к периоду правления любого другого президента, - следует признать, что поставлен важный вопрос: допустима ли вообще, и если да, то при каких обстоятельствах, этичная модификация полученных от архивов материалов? 

С моей точки зрения, полный запрет на модификацию (включая исправление дефектов изображения, кадрирование, восстановление цвета и т.д.) может завести нас очень далеко … Наверное, в каждом конкретном случае имеет смысл оценивать намерения и последствия модификации.

Источник: сайт Общества американских архивистов
https://www2.archivists.org/news/2020/saa-statement-nara-exhibit-on-2017-womens-march-in-washington-dc

Комментариев нет:

Отправить комментарий