Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установил новые полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи (ст.8).
Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписиОдновременно уполномоченный федеральный орган будет обязан обеспечить хранение следующей информации и круглосуточный беспрепятственный доступ к ней с использованием информационно-телекоммуникационных сетей:
2. Уполномоченный федеральный орган:
3) осуществляет аккредитацию доверенных третьих сторон, проводит проверки соблюдения доверенными третьими сторонами требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, и в случае выявления несоблюдения этих требований выдает предписания об устранении выявленных нарушений.
- Наименование, адреса аккредитованных доверенных третьих сторон;
- Перечень доверенных третьих сторон, аккредитация которых досрочно прекращена;
- Перечень аккредитованных доверенных третьих сторон, аккредитация которых приостановлена;
- Перечень аккредитованных доверенных третьих сторон, деятельность которых прекращена.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, устанавливает (ч.4):
- Требования к формату предоставления информации из реестров, выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов;
- Правила аккредитации доверенных третьих сторон, порядок проверки соблюдения аккредитованными доверенными третьими сторонами требований законодательства;
- Требования к порядку реализации функций аккредитованной доверенной третьей стороны и исполнения их обязанностей, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- Требования к порядку действий аккредитованного УЦ при возникновении обоснованных сомнений относительно лица, давшего поручение на использование хранимых ключей электронной подписи, а также при приостановлении (прекращении) технической возможности их использования, включая информирование владельцев квалифицированных сертификатов о событиях, вызвавших приостановление (прекращение) технической возможности использования ключей, об их причинах и последствиях;
- Перечень угроз безопасности, актуальных при идентификации заявителя - физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре, выдаче квалифицированного сертификата без его личного присутствия с применением информационных технологий путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (единая биометрическая система), а также хранении и использовании ключа электронной подписи в аккредитованном удостоверяющем центре. (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности);
- Хранению ключей КЭП и автоматическому созданию такой подписи с их использованием по поручению соответствующих владельцев квалифицированных сертификатов;
- Аутентификации владельцев квалифицированных сертификатов, по поручению которых аккредитованный удостоверяющий центр создает и проверяет КЭП;
- Защите информации, передаваемой по каналу взаимодействия между владельцем квалифицированного сертификата и аккредитованным удостоверяющим центром, осуществляющим создание и проверку КЭП по поручению такого владельца;
- Доказательству невозможности отказа владельца квалифицированного сертификата от поручения на создание КЭП;
Мой комментарий: Учитывая, что основные нормы закона вступают в силу 1 июля 2020 года, у регуляторов остается мало времени на подготовку подзаконных нормативно-правовых актов.
Гарантировать невозможность отказа от поручения столь же бесперспективно, как и гарантировать 100% неотказуемость от подписи. Сколько бы ИТ-специалисты ни танцевали с криптобубнами, если, например, суду будет доказано, что на момент выдачи поручения владелец сертификата был мёртв или недееспособен, все эти бубны пойдут на помойку :)
Грамотно было бы сказать о требованиях к внутренней нормативной базе, к договорам, организационным, техническим и образовательно-ознакомительным мерам, а также к созданию и сохранению доказательств, способствующих минимизации вероятности отказа от поручения.
Скажу сразу, у меня большие сомнения в том, что органы власти успеют разработать столь массивный объем подзаконных актов в срок, а без них реализация новых положений будет под большим вопросом.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=341757
Комментариев нет:
Отправить комментарий