понедельник, 27 мая 2019 г.

Ответ на вопрос коллеги: Претензия к авиаперевозчику и закон «Об обращениях граждан»


Этот вопрос мне задали на моем блоге здесь: http://rusrim.blogspot.com/2013/06/blog-post_4.html?showComment=1557923922114#c9051787070699614852

Вопрос: Добрый день! А претензия к авиаперевозчику подпадает под ФЗ об обращениях граждан или нет?

Ответ: Обратите внимание, что нормы закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» применяются только в том случае, если в специальном федеральном законе не установлен иной порядок его рассмотрения.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения претензий к авиаперевозчику установлен в Воздушном кодекс Российской Федерации.
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ

Статья 124. Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты

1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт.

Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

2. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:

1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;

2) повреждение (порча) груза;

3) недостача или повреждение (порча) багажа;

4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

Для удостоверения указанных обстоятельств в отношении почты перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт.

3. До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.

4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

5. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

6. Особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках определяются в соответствии со статьей 127 настоящего Кодекса.

Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках

1. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

2) о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

4) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Статья 127.1. Срок рассмотрения претензии к перевозчику

Перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
С моей точки зрения, это означает, что закон «Об обращениях граждан» в данном случае применяться не может.

Посмотрите также следующую судебную практику, описанную у меня на блоге в посте «Судебная практика: Руководителя управляющей компании нельзя оштрафовать за ненадлежащее рассмотрение обращения гражданина», http://rusrim.blogspot.com/2019/02/blog-post_72.html .

В рамках этого дела судья Верховного Суда Российской Федерации в октябре 2018 года (Постановление № 88-АД18-3) подтвердил, что обращения собственника помещения в Управляющую компанию по поводу содержания многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, не может рассматриваться по нормам федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С уважением,
Наташа Храмцовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий