воскресенье, 5 августа 2018 г.

Судебная практика: Обращение гражданина в электронной форме


Возможность подать обращение в органы государственной власти в электронном виде активно используется гражданами, однако и по этому поводу возникают споры и недовольства
Санкт-Петербургский городской суд в сентябре 2017 года вынес решение по делу № 3а-128/2017, в котором гражданин просил признать недействующими ряд норм постановления Правительства Санкт-Петербурга и распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок подачи обращений граждан в электронном виде.

Суть спора

Гражданин обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия:
  • Пункта 11.3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100;

  • Абзаца 2 пункта 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга, утверждённого распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 4 июля 2014 года №1459-р.
Для справки: Согласно пункту 11.3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, адресованные Губернатору обращения граждан в форме электронного документа в Правительство и в Администрацию Губернатора направляются исключительно при помощи сервиса «Электронная приемная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru).

Согласно абзацу 2 пункта 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга, обращения граждан в форме электронного документа, адресованные главе Администрации, первому заместителю и заместителям главы Администрации и в Администрацию, направляются гражданами исключительно при помощи сервиса «Интернет-приемная» в разделе Невского района на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга ( http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/obrasheniya-grazhdan/feedback/ ).
В обоснование заявленных требований гражданин указал на то, что оспариваемые положения устанавливают единственный способ подачи электронного обращения в государственные органы – посредством сервиса «Электронная приемная», исключая возможность направления электронного обращения посредством электронной почты на официальный адрес электронной почты государственного органа, и тем самым противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно:
  • Статьям 33 и 76 Конституции РФ,

  • Пункту 2 статьи 3, статьям 7, 9, 10 федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

  • Статье 2, пункту 1 статьи 7 Модельного закона об обращениях граждан и юридических лиц, принятого в г. Санкт-Петербурге 27 ноября 2015 года Постановлением 43-6 на 43-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Гражданин отметил, что сервис «Электронная приёмная» имеет ограничения по размеру электронного обращения, по количеству вложенных документов, в результате его использования подателю обращения не предоставляется подтверждение о том, что обращение принято к рассмотрению, - а оспариваемые правовые нормы лишают его возможности направить электронное обращение в государственный орган посредством электронной почты, то есть способом, не имеющим таких ограничений.

Позиция Санкт-Петербургского городского суда

Санкт-Петербургский городской суд в сентябре 2017 года отметил, что федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не определяет способы передачи обращения гражданина в форме электронного документа в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Вопросы электронного взаимодействия граждан с органами государственной власти находятся вне сферы правового регулирования данного Федерального закона.

Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на передачу информации, регулируются федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (подпункт 1 п.1 ст.1).

В соответствии с ним Правительство РФ утвердило своим Постановлением от 9 июня 2016 года № 516 «Правила осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия». Какие-либо требования к порядку передачи гражданином обращения в орган государственной власти Правила не содержат. Иные нормативные акты, регулирующие данный вопрос, отсутствуют.

В тоже время защита прав и свобод человека, установление и обеспечение надлежащего функционирования правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а поэтому они должны обеспечиваться как органами государственной власти Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация полномочий по защите прав и свобод граждан на уровне субъектов Российской Федерации предполагает осуществление субъектами РФ не только правового регулирования указанных вопросов, но и принятие соответствующих организационно-управленческих мер.

В Санкт-Петербурге была создана государственная информационная система Санкт-Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга». Она обеспечивает доступ к сервису «Электронная приёмная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, в том числе и на веб-странице администрации Невского района Санкт-Петербурга.

Особенности эксплуатации государственных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, принимающих решения о создании таких информационных систем.

Таким образом, определение в оспариваемых положениях сервиса, с помощью которого осуществляется приём обращений граждан в виде электронных документов, представляет собой принятие организационно-управленческих мер посредством установления особенностей эксплуатации «Единой системы информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга», направленных на обеспечение реализации права граждан на обращение, что части 2 статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не противоречит.

Суд подчеркнул, что федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулируют вопросы электронного взаимодействия при обращении граждан в государственные органы.

Ссылку гражданина на нормы Модельного закона об обращениях граждан и юридических лиц суд признал несостоятельной, поскольку модельные законы являются актами рекомендательного характера с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах Содружества, могут быть использованы парламентами государств-участников Межпарламентской Ассамблеи в форме разработки и принятия на их основе внутригосударственных нормативно-правовых актов. Таким образом, Модельный закон об обращениях граждан и юридических лиц не относится к нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу по сравнению с внутригосударственными нормативными правовыми актами.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый закон противоречит положениям Конституции РФ, не подлежат проверке, поскольку проверка на соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации РФ отнесена к компетенции Конституционного суда РФ.

Суд сделал вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в пределах предоставленной компетенции, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Суд отказал в удовлетворении административного искового заявления гражданина о признании их недействующими.

Позиция Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в феврале 2018 года (апелляционное определение № 78-АПГ17-26) отметила, что в законе закреплено право лица на обращение в форме электронного документа, однако он не содержит нормы, регулирующей порядок такого обращения.

Подача электронных обращений предусмотрена, в частности, федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 2 статьи 10 и статья 11.3), федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (пункт 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 7), федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 37), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 41), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1.1 статьи 3), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 45), которые так же, как и федеральный закон № 59-ФЗ, не устанавливают перечни способов передачи электронного документа.

Суд подчеркнул, что поскольку на федеральном уровне отсутствует общий порядок обращения в форме электронного документа, следовательно, субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

По мнению суда, регламентация процедуры обращения граждан в форме электронного документа не может свидетельствовать о создании ограничения в реализации права граждан на обращение, поскольку установленный оспариваемыми региональными нормами порядок реализации указанного права через сервис «Электронная приемная» определяет исключительно порядок обращения в форме электронного документа, а не регулирует вопросы о праве на такое обращение.

Определение и использование одного способа обращения в форме электронного документа из имеющегося технического разнообразия нельзя расценить как ограничение права на обращение, поскольку установленный Регламентом Правительства и Регламентом администрации способ обращения (сервис «Электронная приемная») не противоречит требованиям федерального закона № 59-ФЗ.

Различия технического характера при обращении через сайт и посредством электронной почты (размер электронного обращения, размер вложенных документов) также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых норм имеющему большую юридическую силу законодательству, и не являются препятствием реализации права на обращение в государственные органы.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оставить без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда, а апелляционную жалобу гражданина без удовлетворения.

Источник: сайт Санкт-Петербургского городского суда / Консультант плюс
https://sankt-peterburgsky--spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=16960540&delo_id=1540005&new=&text_number=1
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=530493

Комментариев нет:

Отправить комментарий