Статья д-ра Айрини Гоударули (Eirini Goudarouli – на фото слева), подготовленная в соавторстве с профессором Эндрю Прескоттом (Andrew Prescott - справа), была опубликована на блоге Национальных Архивов Великобритании 2 августа 2018 года.
Недавно я рассказывала на блоге о сотрудничестве Национальных Архивов Великобритании с Университетом Лондона в вопросе инновационной визуализации данных из наших коллекций (см. https://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/data-visualisation-first-world-war-diaries/ ), и с Кембриджским университетом по тематике комплексного анализа крупномасштабных баз данных (см. https://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/beyond-words-exploring-historical-document-collections-scale/ ). В данном, третьем посте этой серии, мы с профессором Эндрю Прескоттом обсудим, как двухдневный семинар, проведенный совместно с Университетом Глазго, попытался решить вопросы материальности документов и процесса оцифровки.
Когда мы представляем себе информацию, мы часто думаем о чем-то электронно-цифровом и абстрактном - о неосязаемых эфемерных потоках бит и байтов, до которых мы не можем дотронуться и подержать в руках. Мы видим информацию как нечто вроде электрического тока, который течет вокруг нас - мы можем использовать его, но его сложно увидеть или почувствовать.
Архивы - это огромные хранилища информации, но они обладают мощным физическим присутствием. Огромные пергаментные свитки, изготовленные средневековыми государствами, представляют собой изумительно выполненные артефакты. Даже способ написания букв может передавать важную социально- культурную информацию. Более современные обложки дел показывают, кто видел и обновлял информацию в деле.
Эти материальные аспекты архива интриговали и вдохновляли многих архивистов и исследователей. Сэр Роджер Эллис (Roger Ellis) – назначенный на должность в 1934 году помощник Хранителя публичных документов (такой титул носил руководитель Управления государственных документов (Public Record Office), которое позднее стало называться Национальными Архивами Великобритании – Н.Х.) описывал, как вдохновило его, тогда молодого человека, физическое величие Национальных Архивов:
«И там они лежали в своих тихих пещерах, великие сталактиты истории, часть которых сохранилась в полном виде, другие - в усечённом, в то время, когда незаметные течения жизни превратились в других местах в поток, который год от года продолжает усиливаться.»Может показаться, что, оцифровав наши документы, мы подорвем ощущение «физического присутствия» архива, - но это далеко не так. Электронные инструменты и методы позволяют нам, как никогда прежде, детально исследовать материальные характеристики архивных материалов. Более того, у изначально-электронных документов возникают собственные проблемы материальности: как, например, восстанавливать данные с устаревших флоппи-дисков и жестких дисков? Насколько важно иметь возможность видеть старые веб-страницы именно такими, какими они были первоначально?
Именно такого рода вопросы были в центре внимания двухдневного семинара «Материальность оцифровки в области сохранения культурно-исторического наследия и архивного дела» (Materialities of digitisation in the heritage and archive sectors), проведенного на площадке Национальных Архивов. Мы смогли увидеть, как электронные инструменты помогают нам задокументировать и изучать материальные аспекты архивных материалов.
Эксперты Национальных Архивов Кэти Мейр (Katy Mair) и Мелинда Хаунтон (Melinda Haunton) обсудили практические и теоретические соображения о том, как архивная практика, а также исторические исследования и читальные залы эволюционируют в эпоху электронно-цифровых технологий.
Панорамные съёмки всё чаще используются в сфере сохранения культурно-исторического наследия. Для этого используется серийно выпускаемая аппаратура – Н.Х.
Саймон Поппл (Simon Popple) и Том Джексон (Tom Jackson) из Университета Лидса продемонстрировали, как захват «круговых» изображений в диапазоне 360 градусов позволяет нам по-новому взглянуть на вопросы хранения и выставления архивных и культурно-исторических материалов. Созданные ими 360°-образы старых сельскохозяйственных галерей в Научном музее (Science Museum) сами по себе имеют значительную архивную ценность.
(Окончание следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2018/08/2_21.html )
Айрини Гоударули (Eirini Goudarouli) и Эндрю Прескотт (Andrew Prescott)
Источник: блог Национальных Архивов Великобритании
https://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/materialities-digitisation/
Комментариев нет:
Отправить комментарий