четверг, 2 августа 2018 г.

Интересная публикация о правовых проблемах решений на основе технологий блокчейна и распределенных реестров


В последнее время мне приходится читать множество разнообразных публикаций по поводу технологий блокчейна и распределенных реестров. В большинстве случаев уже из заголовка видно, что авторы понятия не имеют, о чём пишут. Из оставшихся публикаций основная масса либо носит рекламный характер и обещает светлое блокчейновое будущее, либо закапывается в технические детали, часто игнорируя куда более сложные правовые проблемы.

Публикации, в которых объективно анализируются ключевые для успеха блокчейна высокоуровневые проблемы, можно пересчитать по пальцам. Именно поэтому я хочу рассказать о статье, ссылку на которую я получила несколько дней тому назад.

Речь идёт о статье Джули Мопин (Julie Maupin – на фото), опубликованной в октябре 2017 года в №149 (CIGI Papers No. 149) трудов Международного центра по инновациям в стратегическом управлении (Centre for International Governance Innovation, CIGI). Статья называется «Изучение глобального правового ландшафта блокчейна и других технологий распределенных реестров» (Mapping the Global Legal Landscape of Blockchain and Other Distributed Ledger Technologies), см. https://www.cigionline.org/sites/default/files/documents/Paper%20no.149.pdf

Об авторе: Джули Мопин - старший научный сотрудник в осуществляемой CIGI Программе изучения международного права (International Law Research Program, ILRP). Она также является старшим научным сотрудником Института сравнительного публичного и международного права им. Макса Планка в Гейдельберге, Германия.

В CIGI Джулия участвует в рамках проекта ILRP в исследованиях по международному экономическому праву, изучая аспекты международного права, связанные с использованием блочейна (той самой технологии, что лежит в основе криптовалюты Биткойн) в глобальных экономических системах. Она также изучает возможные подходы к нормативному регулированию таких технологий.

Краткое резюме статьи

«Блокчейн, новая структура данных Тэнгл (Tangle – используется решением IOTA, в развитии которого Джули Мопин принимает участие – Н.Х.) и другие технологии распределённых реестров (distributed ledger technologies, DLT) подталкивают широкий спектр ранее централизованной глобальной экономической деятельности в сторону децентрализованных рыночных структур.

Правительствам следует решать новые проблемы, связанные с регулированием всё более функционирующей без посредников глобальной экономики, фокусируя своё внимание на конкретных вариантах использования DLT-технологий, а не на базовых технологиях, лежащих в основе блокчейна и распределенных реестров.

Группировка известных вариантов применения распределенных реестров по общим признакам позволяет выделить три широкие категории, отличающиеся характером взаимодействия блокчейн-решений и права. Для краткости эти категории в статье обозначены соответственно как «корзина повторного использования» (recycle box), «тёмная корзина» (dark box) и «песочница» (sandbox). С каждой из них специфические правовые, нормативные и политические проблемы, заслуживающие отдельного анализа.

В «корзину повторного использования» попадают варианты применения, в которых блокчейн- или DLT-решения используются для достижения бесспорно законных и допустимых целей, но только «лучше, быстрее, дешевле». В этих случаях требуется лишь незначительная адаптация к существующей национальной и международной нормативно-правовой базе. В этом смысле существующие рамки законодательства могут быть «повторно использованы» для многих вариантов применения блокчейна, хотя и в этих случаях могут по-прежнему возникать сложные политические вопросы - например, кардинальные изменения на рынке труда – вследствие структурных преобразований.

В вариантах применения, попадающих в «тёмную корзину», технологии блокчейна и распределенных реестров используются в заведомо незаконных целях. Их существование требует от регуляторов разработки более эффективных режимов глобального сотрудничества в интересах выявления, отслеживания и судебного преследования незаконных действий с помощью блокчейн-решений. Для этого требуется разработать четкие политики по трансграничному сбору, анализу данных и обмену ими, которые были бы достаточно солидными для того, чтобы завоевать и сохранить общественное доверие.

Наконец, в вариантах применения из «песочницы» технологии блокчейна и распределенных реестров используются для достижения допустимых целей, но такими способами, которые влекут за собой регулятивные риски. Эти риски - по причинам, связанным с техническими особенностями технологий - не могут быть устранены в рамках существующей нормативно-правовой базы таким образом, чтобы не потерять всю потенциальную отдачу от блокчейна.

Для того, чтобы в таких ситуациях получить отдачу для общества, требуется, чтобы национальные и международные регуляторы сотрудничали с теми, кто создает и продвигает блокчён- и DLT-решения, с целью выработки инновационных способов удовлетворения важных целей нормативного регулирования, в различных отраслях и в глобальном масштабе. Хотя трансграничное сотрудничество в области регулирования всегда возможно по конкретным вопросам и даже, в ограниченной степени, уже существует, однако более эффективным подходом тало бы создание глобальной регулятивной «песочницы» для DLT-технологий, которая была бы транснациональной, межсекторальной, дружественной к стартапам и адаптируемой к конкретным вариантам применения.»

Джули Мопин (Julie Maupin)

Источник: Сайт CIGI
https://www.cigionline.org/sites/default/files/documents/Paper%20no.149.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий