понедельник, 11 августа 2014 г.

Общественный контроль в Российской Федерации урегулирован на уровне законодательства


Реализация проекта «Открытое правительство потребовало внесение достаточно серьезных изменений в законодательно-нормативную базу. На этот раз, что для нас не совсем привычно, сначала были приняты нормативные правовые акты, а 21 июля 2014 года Президент подписал федеральный закон от № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ». Закон вступил в силу 2 августа 2014 года.

Фактически в законе сделана попытка обобщить разрозненные положения, которые содержатся в ряде законодательных и нормативных правовых актов, а также описать, что же такое общественный контроль и каким образом и кем он осуществляется.

Под общественным контролем в законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях (ст.4):
  • Наблюдения за деятельностью: органов государственной власти; органов местного самоуправления; государственных и муниципальных организаций; иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

  • Общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Мой комментарий: У меня двойственное отношение к этому документу. С одной стороны, в законе сделана попытка объединить «под одной крышей» все уже существующие формы общественного контроля и установить для них единые правила. С другой стороны, сомневаюсь, что жесткое регулирование поможет повысить эффективность общественного контроля.

Особое внимание в законе уделено вопросам информационного обеспечения общественного контроля (ст.7). В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля:
  • Создаются специальные сайты;

  • Используются официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.
Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Субъекты общественного контроля размещают на сайтах информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве РФ об общественном контроле.

Доступ к информации об общественном контроле (ст.8) является открытым, за исключением информации:
  • Содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

  • Сведения о персональных данных;

  • Информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

Субъектами общественного контроля являются (ст. 9):
  • Общественная палата Российской Федерации;
  • Общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • Общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;
  • Общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.
Для осуществления общественного контроля могут создаваться:
  • Общественные наблюдательные комиссии;
  • Общественные инспекции;
  • Группы общественного контроля;
  • Иные организационные структуры общественного контроля.
Закон устанавливает права и обязанности субъектов общественного контроля (ст. 10)
Среди обязанностей субъектов общественного контроля при его осуществлении – «обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля».

Отдельная статья посвящена организации деятельности общественных советов (ст.13), которые будут осуществлять как уже традиционные для них консультативно-совещательные функции, так и функции контроля.
Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля … .

2. Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

3. Общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления.

4. В состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности РФ и субъектов РФ, должности государственной службы РФ и субъектов РФ, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты РФ.

5. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе … . Организатором конкурса является Общественная палата Российской Федерации.

6. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой РФ. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты РФ. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.
В законе определен порядок использования итоговых документов, подготовленных по итогам общественного контроля (ст. 16). Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны рассмотреть итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательно-нормативными актами, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах.

Рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, учитываются при оценке эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

По результатам рассмотрения органы государственной власти и органы местного самоуправления, в отношении которых осуществляется общественный контроль, рассматривают направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и направляют субъектам общественного контроля обоснованные ответы. О результатах рассмотрения итоговых документов субъекты общественного контроля информируются не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.

Мой комментарий: Ну вот и появился новый вид обращений граждан, которые органам государственной власти придется рассматривать. И снова установлен срок подготовки ответа, отличный от требований закона «Об порядке рассмотрения обращений граждан», что создает риски нарушения сроков информирования о результатах рассмотрения. Меня умилил срок рассмотрения «незамедлительно» - как мне кажется, в законе недопустимы такие «четкие» критерии, создающие правовую неопределенность.

Общественный контроль осуществляется в формах (ст.18):
  • Общественного мониторинга - постоянного (систематического) или временного наблюдение за деятельностью (ст.19);

  • Общественной проверки - сбора и анализа информации, проверки фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности;

  • Общественной экспертизы (ст.22)

    • анализа и оценки актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций;

    • проверки соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства;

    • проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Экспертизу проводят имеющие специальные знания и (или) опыт специалисты, привлеченные субъектом общественного контроля, либо экспертная комиссия, которая  формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.

Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мой комментарий: Отмечу, что вся работа по общественному контролю осуществляется на общественных началах. Соответственно, вызывают улыбку детски-наивные представления наших законодателей о том, что эксперты уже выстроились в очередь, чтобы бесплатно поработать на государственные органы. Мой опыт участия в такой работе показывает, что эксперты достаточно избирательно подходят к подобным предложениям, учитывая их занятость на основной работе и степень личной заинтересованности в конкретных вопросах. Кроме того, экспертов много не бывает, и сейчас всё чаще уже сами эксперты отбирают общественные органы, в которых они готовы поработать, а не наоборот :)

Кроме того, общественный контроль проводится в формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления:
  • Общественные обсуждения - публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

  • Общественные (публичные) слушания  - собрание граждан для обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Определение и обнародование результатов общественного контроля осуществляются путем подготовки и направления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия итоговых документов.

Итоговые документы, подготовленного по результатам общественного контроля:
  • Итоговый документ общественного мониторинга;
  • Акт общественной проверки;
  • Заключение общественной экспертизы;
  • Протокол общественного обсуждения;
  • Протокол общественных (публичных) слушаний;
  • иные формы, предусмотренные федеральными законами.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле (ст.27) несут обе стороны взаимодействия:
  • За воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации.

  • Нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля настоящего федерального закона, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля.
Так что в ближайшее время в Кодекс об административных правонарушения могут быть введены новые виды административных правонарушений :)

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165809

Комментариев нет:

Отправить комментарий