Переход на использование электронных документов пока в основном в нашей стране идет экстенсивным путем, когда вместо документа на бумажном носителе создается и используется аналогичный документ в электронном виде. Но уже сейчас становится ясно, что помимо этого пути есть другой, более перспективный – переход на активное использование данных и информации, содержащейся в государственных информационных системах.
Это направление также стало появляться в планах государственных органов. Оно отражено, например, в плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 953-р.
В плане в отдельном разделе «Переход от контроля бумажных разрешительных (сопроводительных) документов к контролю за сведениями о безопасности продукции в государственных информационных системах (реестрах)» перечислены два пункта:
- Доработка (расширение) государственных информационных систем (реестров) разрешительных (сопроводительных) документов, в том числе сертификатов соответствия, деклараций, свидетельств о государственной регистрации, ветеринарных сопроводительных документов, справок А и Б на алкоголь, лицензий, разрешений и других документов в пределах Российской Федерации, которые позволят размещать в открытом доступе сведения о разрешительных (сопроводительных) документах в государственных информационных системах (реестрах) (п.12);
- Разрешение хозяйствующим субъектам произвести переход от применения бумажных разрешительных (сопроводительных) документов к использованию электронных разрешительных (сопроводительных) документов (сведений из них), размещенных в государственных информационных системах (реестрах) (п.13), что упростит условия для ведения бизнеса, связанные с необходимостью использования бумажных разрешительных (сопроводительных) документов.
Для реализации Концепции планируется проводить работу в двух направлениях:
- Разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих отказ от сопровождения оборота пищевой продукции документами об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов на бумажных носителях;
- Развитие государственных информационных реестров (систем), обеспечивающих доступ к сведениям об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Для реализации Концепции существующие государственные информационные системы в сфере ветеринарии, информационные системы в сфере карантина и защиты растений, государственные реестры, содержащие сведения о сертификатах соответствия, декларациях соответствия и реестры свидетельств о государственной регистрации необходимо доработать в части предоставления сведений о безопасности пищевой продукции.
Внесение сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в соответствующие государственные информационные реестры (системы) в срок не более 3 часов с момента выдачи соответствующих документов хозяйствующим субъектам необходимо включить в обязанность сотрудников органов и организаций, ответственных за проведение оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Предоставление государственным контрольно-надзорным органам сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в таком случае будет происходить посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В концепции есть интересный раздел, описывающий риски реализации Концепции, одним из основных назван риск параллельного существования бумажного и электронного документооборота.
Концепция комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму (утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 1213)Мой комментарий: Как видим, в Правительстве уже понимают, что активное использование государственные информационных систем не только в плане накопления в них информации, но и активного использования этих данных для принятия управленческих решений очень перспективно. Понятно, что для этого потребуются дополнительные усилия и финансирование, но отдача от изменения методов работы может быть весьма значительной.
VIII. Риски реализации Концепции, предложения о снижении уровня рисков и реагировании на них
… Одним из существенных рисков также является риск параллельного существования бумажного и электронного документооборота, что приведет к увеличению совокупных затрат хозяйствующих субъектов - продавцов пищевой продукции.
Первой причиной риска параллельного существования бумажного и электронного документооборота является самостоятельный выбор хозяйствующими субъектами формы документооборота, влекущий за собой риск того, что часть из них, в том числе представители малого бизнеса, могут предпочесть бумажную форму документооборота.
Для преодоления возможных негативных последствий предполагается:
Второй причиной риска параллельного существования бумажного и электронного документооборота является отсутствие у хозяйствующего субъекта - покупателя продукции в месте ее нахождения каналов связи, обеспечивающих бесперебойный доступ к государственным информационным реестрам (системам). Для преодоления возможных негативных последствий необходимо стимулировать проникновение каналов связи на территории Российской Федерации в рамках реализации соответствующих государственных программ Российской Федерации, а также обязать продавцов пищевой продукции - конечных поставщиков предоставлять покупателям пищевой продукции, не имеющим удаленного доступа к государственным информационным реестрам (системам), заверенные ими выписки из государственных информационных реестров (систем) на бумажном носителе.
- реализация пилотного проекта, демонстрирующего перспективность отказа от бумажного документооборота при переходе на электронный документооборот;
- осуществление контроля за переходом на электронный документооборот со стороны всех ключевых участников взаимодействия в единые сроки;
- создание государством условий для перехода представителей малого бизнеса на электронный документооборот (договоренность с крупнейшими поставщиками программного обеспечения для малого бизнеса о доработке своих информационных систем).
Радует, что разработчики концепции не пытаются заниматься шапкозакидательством и прекрасно понимают существующие риски, а также то, что сразу и одновременно перейди на такие методы работы по всей стране не удастся и какое-то время придется работать в смешанном документообороте.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165433
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165291
Комментариев нет:
Отправить комментарий