С 21 по 23 июня 2011 г. в Беларуси прошли заседание Консультативного совета руководителей государственных архивных служб государств – участников СНГ, и XII Общая конференция Евроазиатского регионального отделения ЕВРАЗИКА Международного совета архивов.
Подробности о содержании и итогах этих мероприятий см. в статье «Международный форум архивистов прошел на белорусской земле», размещенной 26 июня 2011 года на сайте Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (БелНИИДАД), http://belniidad.by/content/mezhdunarodnyi-forum-arkhivistov-proshel-na-belorusskoi-zemle
23 июня в рамках мероприятий Евразики состоялось совместное заседание коллегий Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства России. На нем был рассмотрен опыт двух стран в области разработки ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения, и их согласования с архивными органами.
С белорусской стороны с информацией выступила начальник отдела делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Э.Н. Давыдова. О российском опыте рассказала заместитель начальника управления организации архивных услуг – начальник отдела комплектования и документационного обеспечения управления Росархива Т.А. Мещерина.
В Беларуси обязанность разработки ведомственных перечней была возложена на республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству (протокол поручений Республиканского совещания по проблемам развития архивного дела от 17 мая 2002 г. № 05/82, утвержденный заместителем Премьер-министра Республики Беларусь). Согласно данному распоряжению, необходимо было до 2005 г. их разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке.
Рассматривал и согласовывал перечни отдел делопроизводства и формирования Национального архивного фонда. Как отметила Э.Н. Давыдова, практически все проекты перечней пришлось серьезно перерабатывать. (Что, в общем-то, не удивляет, поскольку, разработка перечней требует очень высокой квалификации специалистов в области управления документами и архивного дела. И хотя белорусские коллеги скромно назвали себя соразработчиками перечней, полагаю, что они были их основными авторами.– Н.Х.)
По состоянию на 1 июня 2011 года, из 38 республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в 30 ведомственные перечни уже разработаны и утверждены, а остальные 8 представлены на согласование - т.е. фактически у всех ведомств перечни уже есть.
С 2010 года решением Министерства юстиции Республики Беларусь был изменен порядок утверждения ведомственных перечней и внесения в них изменений и дополнений. Ведомственные перечни по-прежнему рассматриваются в Минюсте и в его Департаменте по архивам и делопроизводству. По результатам рассмотрения, с учетом замечаний и предложений Департамента и Министерства юстиции, составляется письмо – согласование, которое направляется Минюстом в республиканский орган государственного управления для доработки перечней либо для подписания совместного постановления об их утверждении. Но теперь такие совместные постановления не подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Минюстом, а также включению в Национальный реестр правовых актов и, соответственно, официальному опубликованию.
В новом проекте Закона «Об архивном деле в Республике Беларусь», который уже рассмотрен в первом чтении в Национальном собрании, «предусматривается более упрощенный порядок прохождения ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения, в соответствии с которым они будут утверждаться нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления по согласованию с Министерством юстиции (после предварительного рассмотрения в Департаменте)».
Э.Н. Давыдова выделила следующие основные проблемы подготовки перечней:
В настоящее время из 77 федеральных органов исполнительной власти перечни документов, согласованные с Росархивом в установленном порядке, имеют только 7.
По мнению Т.А. Мещериной, причинами сложившейся ситуации являются:
По итогам дискуссии представители архивных служб пришли к выводу о том, что хотя белорусское законодательство «в отношении перечней документов, … достаточно сложное по сравнению с российским, однако обеспечивает более надежное хранение документов министерств, ведомств и организаций».
Мой комментарий: Несмотря на существенные различия в законодательно-нормативном регулировании порядка разработки и согласования перечней, общим для двух стран является то, что перечни разрабатываются как единый документ. Из-за трудоемкости и длительности его разработки его содержание успевает серьезно устареть в процессе согласования и утверждения. Заниматься же его постоянным обновлением ни у кого не хватает ни сил, на желания.
Поэтому, как мне кажется, необходимо не только упрощать процедуры утверждения таких документов, но и коренным образом менять принципы работы над ними, включая их постоянную актуализацию.
Жаль, что доклады доступны только в изложении - очень хотелось бы ознакомиться с их полными текстами.
Источник: сайт БелНИИДАД
http://belniidad.by/content/mezhdunarodnyi-forum-arkhivistov-proshel-na-belorusskoi-zemle
Подробности о содержании и итогах этих мероприятий см. в статье «Международный форум архивистов прошел на белорусской земле», размещенной 26 июня 2011 года на сайте Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (БелНИИДАД), http://belniidad.by/content/mezhdunarodnyi-forum-arkhivistov-proshel-na-belorusskoi-zemle
23 июня в рамках мероприятий Евразики состоялось совместное заседание коллегий Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства России. На нем был рассмотрен опыт двух стран в области разработки ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения, и их согласования с архивными органами.
С белорусской стороны с информацией выступила начальник отдела делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Э.Н. Давыдова. О российском опыте рассказала заместитель начальника управления организации архивных услуг – начальник отдела комплектования и документационного обеспечения управления Росархива Т.А. Мещерина.
В Беларуси обязанность разработки ведомственных перечней была возложена на республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству (протокол поручений Республиканского совещания по проблемам развития архивного дела от 17 мая 2002 г. № 05/82, утвержденный заместителем Премьер-министра Республики Беларусь). Согласно данному распоряжению, необходимо было до 2005 г. их разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке.
Рассматривал и согласовывал перечни отдел делопроизводства и формирования Национального архивного фонда. Как отметила Э.Н. Давыдова, практически все проекты перечней пришлось серьезно перерабатывать. (Что, в общем-то, не удивляет, поскольку, разработка перечней требует очень высокой квалификации специалистов в области управления документами и архивного дела. И хотя белорусские коллеги скромно назвали себя соразработчиками перечней, полагаю, что они были их основными авторами.– Н.Х.)
По состоянию на 1 июня 2011 года, из 38 республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в 30 ведомственные перечни уже разработаны и утверждены, а остальные 8 представлены на согласование - т.е. фактически у всех ведомств перечни уже есть.
С 2010 года решением Министерства юстиции Республики Беларусь был изменен порядок утверждения ведомственных перечней и внесения в них изменений и дополнений. Ведомственные перечни по-прежнему рассматриваются в Минюсте и в его Департаменте по архивам и делопроизводству. По результатам рассмотрения, с учетом замечаний и предложений Департамента и Министерства юстиции, составляется письмо – согласование, которое направляется Минюстом в республиканский орган государственного управления для доработки перечней либо для подписания совместного постановления об их утверждении. Но теперь такие совместные постановления не подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Минюстом, а также включению в Национальный реестр правовых актов и, соответственно, официальному опубликованию.
В новом проекте Закона «Об архивном деле в Республике Беларусь», который уже рассмотрен в первом чтении в Национальном собрании, «предусматривается более упрощенный порядок прохождения ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения, в соответствии с которым они будут утверждаться нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления по согласованию с Министерством юстиции (после предварительного рассмотрения в Департаменте)».
Э.Н. Давыдова выделила следующие основные проблемы подготовки перечней:
- низкое качество подготовки большинства из них;
- длительные сроки их доработки по замечаниям Департамента;
- несвоевременное внесение в них изменений и дополнений при изменении законодательно- нормативной базы.
В настоящее время из 77 федеральных органов исполнительной власти перечни документов, согласованные с Росархивом в установленном порядке, имеют только 7.
По мнению Т.А. Мещериной, причинами сложившейся ситуации являются:
- постоянное реформирование структуры федеральных органов исполнительной власти России;
- трудоемкость работы по подготовке перечней;
- отсутствие в штатах ФОИВ высоко квалифицированных сотрудников архивных и делопроизводственных служб, обладающих необходимыми для проведения этой работы знаниями.
По итогам дискуссии представители архивных служб пришли к выводу о том, что хотя белорусское законодательство «в отношении перечней документов, … достаточно сложное по сравнению с российским, однако обеспечивает более надежное хранение документов министерств, ведомств и организаций».
Мой комментарий: Несмотря на существенные различия в законодательно-нормативном регулировании порядка разработки и согласования перечней, общим для двух стран является то, что перечни разрабатываются как единый документ. Из-за трудоемкости и длительности его разработки его содержание успевает серьезно устареть в процессе согласования и утверждения. Заниматься же его постоянным обновлением ни у кого не хватает ни сил, на желания.
Поэтому, как мне кажется, необходимо не только упрощать процедуры утверждения таких документов, но и коренным образом менять принципы работы над ними, включая их постоянную актуализацию.
Жаль, что доклады доступны только в изложении - очень хотелось бы ознакомиться с их полными текстами.
Источник: сайт БелНИИДАД
http://belniidad.by/content/mezhdunarodnyi-forum-arkhivistov-proshel-na-belorusskoi-zemle
Комментариев нет:
Отправить комментарий