пятница, 16 февраля 2018 г.

DIS-проект стандарта ИСО по управлению знаниями


Специалисты технического комитета TC 260 Международной организации по стандартизации (ИСО) продолжают работу над стандартом ISO 30401 «Системы управления знаниями – Требования» (Knowledge management systems – Requirements), см. https://www.iso.org/standard/68683.html и https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:30401:dis:ed-1:v1:en .

Я уже рассказывала о работе над этим стандартом здесь: http://rusrim.blogspot.com/2016/10/blog-post_67.html , а также здесь: https://rusrim.blogspot.ru/2014/01/blog-post_13.html

Работа приближается к завершению, в настоящее время голосование национальных органов по стандартизации – членов ИСО по DIS-проекту международного стандарта.

На сайте ИСО опубликованы в открытом доступе вводные разделы документа, частичный перевод которых приводится ниже:
Введение

Назначение стандарта

Задачей данного стандарта системы менеджмента ИСО для управления знаниями является поддержка усилий организаций по формированию системы менеджмента, которая эффективно способствует и поддерживает получение экономической отдачи посредством знаний.

Управление знаниями / менеджмент знаний (Knowledge Management, KM) - это дисциплина, уделяющая основное внимание тому, как организации создают и используют знания. У данного понятия нет единого общепринятого определения, и до публикации данного документа не было соответствующих глобальных стандартов. Существует множество хорошо известных препятствий для успешного управления знаниями, которые всё ещё необходимо преодолевать; нередко данный вид деятельности путают с другими дисциплинами, такими как управление информацией. Существует также немало распространенных заблуждений относительно того, как управлять знаниями – например, есть мнение о том, что просто купить ИТ-систему будет достаточно для того, чтобы управление знаниями давало отдачу.

Каждой организации предстоит разработать своё собственное решение для управления знаниями, отражающее её специфические потребности и ситуацию.

Намерением настоящего стандарта является установление разумных принципов управления знаниями:
  • В качестве руководства для тех организаций, которые стремятся компетентно подойти к оптимизации деловой отдачи от имеющихся у организации знаний;

  • В качестве основы для оценки и признания таких компетентных организаций авторитетными органами аудита.
Управление знаниями важно по следующим причинам:
  • Все эти усилия нацелены на получение экономической отдачи в виде представляющих ценность результатов, которые проистекают из прикладных знаний. Имеющиеся у организации знания становятся ключевым дифференцирующим фактором в плане эффективности, расширении сотрудничества и получения конкурентного преимущества;

  • Работа со знаниями во многих общественно-экономических структурах играет всё более значительную роль. Многие экономики стремятся стать экономиками знаний, в которых основным источником богатства является не ручной, а умственный труд. В этом контексте знания становятся для организаций их ключевым активом. Знания дают им возможность принимать эффективные решения и осуществлять эффективные действия, а также могут стать самостоятельным продуктом, представляющим интерес для рынка;

  • Расширенный доступ к знаниям посредством предоставления персоналу простого и удобного доступа к знаниям других лиц будет способствовать профессиональному росту сотрудников организации;

  • Чтобы идти нога в ногу с темпами изменений, организации более не могут полагаться на «естественное» распространение знаний. Вместо этого знания должны целенаправленно создаваться, применяться и повторно использоваться - быстрее, чем происходят изменения. Гибкость и скорость обучения становятся источником повышенной экономической отдачи и конкурентного преимущества;

  • Различные организации, выполняющие одни и те же процессы и оказывающие одни и те же услуги в разных географических точках, могут получить огромные преимущества за счёт обмена друг с другом практикой и извлечёнными уроками через границы организаций.

  • Текучесть кадров в современном мобильном обществе имеет свои последствия для управления знаниями. Во многих организациях критически-важные знания содержатся в головах экспертов и могут быть потеряны в случае ухода этих людей. Некоторые организации набирают много новых сотрудников, которые сами по себе могут быть вполне неплохими, но при этом не имеют знаний, накопленных опытными сотрудниками с течением времени.
В связи с этим многие организации начинают осознавать, что знания являются активом организации, которым необходимо управлять, как и любым другим активом (принимая при этом во внимание нематериальную природу знаний); который необходимо развивать, сохранять, совместно использовать, адаптировать и применять таким образом, чтобы персонал всех отделений, вне зависимости от возраста, мог принимать эффективные решения и осуществлять согласованные действия, опираясь на опыт прошлого и новые представления о будущем.

Управление знаниями - это целостный подход к совершенствованию обучения и повышению эффективности труда посредством оптимизации использования знаний, с целью получения организацией экономической отдачи. Управление знаниями также необходимо интегрировать с другими функциями организации, добиваясь того, чтобы персонал вносил свой вклад в управление знаниями как в качестве создателей, так и в качестве потребителей знаний.

Основные принципы
  • Природа знаний: Знания нематериальны и сложны. Знания в основном проистекают из человеческого опыта и теоретического осмысления;

  • Ценность и экономическая отдача: Для организаций знания являются ключевым источником экономической отдачи при достижении ими своих целей. Ценность знаний определяется их воздействием на цели, задачи, политики, процессы и показатели организации. Управление знаниями является инструментом для реализации потенциальной ценности знаний;

  • Фокус: Управление знаниями служит целям, стратегиям и потребностям организации;

  • Адаптивность: Не существует универсального решения для управления знаниями, которое подошло бы всем организациям во всех обстоятельствах. Организации могут разработать свой собственный подход, определив сферу знаний и рамки управления знаниями, а также способы практической реализации этих усилий, исходя их потребностей и обстоятельств;

  • Общее понимание: Люди создают свои индивидуальные знания посредством самостоятельного осознания получаемой ими исходной информации. Для формирования общего понимания управление знаниями должно предусматривать взаимодействие между людьми, используя для этого, где уместно, контент, процессы и технологии;

  • Создание благоприятных условий: Управление знаниями осуществляется не непосредственно, а путем управления условиями рабочей среды, поддерживая тем самым жизненный цикл знаний;

  • Культура: Культура имеет решающее значение для эффективности управления знаниями;

  • Итеративность: Внедрение управления знаниями должно быть поэтапным, включая циклы обучения и обратной связи.
Границы управления знаниями

Границы управления знаниями различаются в разных организациях в зависимости от конкретных деловых потребностей и с учётом уже осуществляемых организацией мероприятий. Приложение А определяет внутренние границы, рассматривая различные состояния знания как континуум. Приложение B определяет внешние границы, сопоставляя управление знаниями со смежными дисциплинами.

Целью настоящего стандарта является определение требований, которым должны соответствовать системами управления знаниями организаций с тем, чтобы повысить вероятность успешной реализации управления знаниями. Стандарт, однако, проявляет определенную гибкость в рамках требований, что позволяет каждой организации обеспечить соответствие требованиям с учётом её особенностей и потребностей.

Стандарт разработан на основе нормативного приложения SL к Директивам ИСО «Предложения по стандартам систем менеджмента» (Proposals for management system standards); израильского стандарта SI 25006-2011 «Системы менеджмента знаний - Требования» (Knowledge Management Systems - Requirements) и британских стандартов по управлению знаниями серии BS PD 7500.

1. Область применения

Настоящий международный стандарт устанавливает требования и содержит рекомендации по созданию, внедрению, эксплуатации, пересмотру и совершенствованию эффективной системы менеджмента для управления знаниями в организациях. Все требования данного международного стандарта применимы к любым организациям вне зависимости от их типа или размера, а также от выпускаемых ими продуктов и оказываемых ими услуг.
Ключевые понятия определены в документе следующим образом:
3.23. Знание (knowledge) – Принадлежащий человеку или организации актив, дающий возможность принимать хорошие решения и выполнять эффективные действия в соответствующих обстоятельствах.

Примечание 1: Существуют различные взгляды на область, охватываемую понятием «знание», зависящие от контекста и цели. Приведенное выше определение является обобщение различных точек зрения. Примеры знаний: идеи, ноу-хау и т.д.

Примечание 2: Знания приобретается посредством обучения или опыта.

3.24 Управление знаниями / менеджмент знаний (knowledge management) - Управление в отношении знаний.

Примечание 1: При управлении знаниями используется системный и целостный подход для улучшения результатов и обучения.

Примечание 2: Управление знаниями включает оптимизацию идентификации, создания, анализа, представления, распространения и применения знаний для получения организацией экономической отдачи.
На мой вкус, термин «знание» определён из рук вон плохо. В стандартах ИСО встречаются определения и получше, например:
  • Знания (knowledge) – сохранённая, обработанная и интерпретированная информация [ISO 5127:2017 «Информация и документация – Основные положения и словарь» (Information and documentation - Foundation and vocabulary), п.3.1.1.17]

  • Знания (knowledge) – факты, сведения, информация, истины, принципы или понимание, обретаемое с помощью опыта или образования [ISO/IEC TS 17027:2014, п.2.56; русский перевод дан по ГОСТ Р 57544-2017 «Оценка соответствия. Словарь терминов, относящихся к компетентности лиц, осуществляющих сертификацию персонала», п.3.56, см. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=210266 ]
Для сравнения процитирую также определение из отечественного ГОСТ Р 57134-2016 «Менеджмент знаний. Мастерство приобретения знаний. Руководство по наилучшей практике», см. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=197172 :
2.1.8 менеджмент знаний, М3 (knowledge management). Дисциплинарный подход к достижению поставленных перед организацией целей путем оптимального использования знаний.

Примечания:

1. Менеджмент знаний включает в себя разработку, анализ и внедрение социальных и технологических процессов с целью совершенствования процессов получения и применения знаний е интересах партнеров и клиентов.

2. Плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:30401:dis:ed-1:v1:en

2 комментария:

  1. Не могли бы Вы рассказать о том, что происходит с новым стандартом по оформлению документов, вступающим в силу с 1 июля 2018 года? Он вступит в силу в существующем сейчас, содержащем многочисленные небрежности, несообразности и ошибки, виде? Или есть уже к нему изменения, внесены поправки, или будет официальное переиздание? Что происходит с этим горе-стандартом в настоящее время?

    ОтветитьУдалить
  2. Как рассказывали сами авторы стандарта, перенос срока введения в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст, был связан главным образом с необходимостью устранить допущенные в процессе его публикации технические ошибки, из-за которых неверно были отображены примеры оформления документов.

    На сайте Росстандарта пока лежит первоначальный вариант документа.

    В тексте стандарта, скорее всего, серьёзных изменений не появится, - но, по моему мнению, это в любом случае не имеет принципиального значения. В деловой деятельности более важную роль играют те требования, в том числе к оформлению документов, которые установлены законами и нормативными актами. Есть целый ряд причин для снижения интереса к данному стандарту и его применению, в том числе и массовый переход на использование структурированных электронных документов.

    На последних отраслевых конференциях отрасли вопрос о стандарте не поднимался.
    ОЦПК ВНИИДАД в феврале провел двухдневный семинар на тему «Требования к оформлению документов на основе ГОСТа Р 7.0.97-2016».

    Само собой, за более актуальной и точной информацией о стандарте лучше всего обратиться к коллегам из ВНИИДАД :)

    ОтветитьУдалить