Заметка Криса Эриксона (Chris Erickson – на фото) из университета им. Брайама Янга (Brigham Young University) была опубликована 2 февраля 2018 года на блоге «Долговременная сохранность имеет значение» (Digital Preservation Matters, http://preservationmatters.blogspot.com/ ).
31 января 2018 года в сети была выложена 4-я редакция руководства IASA-TC 03 «Защита и сохранение аудиовизуального наследия: Этика, принципы и стратегия обеспечения долговременной сохранности» (The Safeguarding of the Audiovisual Heritage: Ethics, Principles and Preservation Strategy), подготовленное Международной ассоциацией звуковых и аудиовизуальных архивов (The International Association of Sound and Audiovisual Archives, IASA), Это редакция 2017 года объёмом 20 страниц; документ свободно доступен по адресу https://www.iasa-web.org/sites/default/files/downloads/publications/TC03_English.pdf .
Данный пост - это заметки, касающиеся последней редакции документа, ключевого для сообщества специалистов по обеспечению долговременной сохранности аудиовизуальных материалов, который описывает принципы и стратегии обеспечения сохранности таких материалов и в котором отмечается, что «в будущем деятельность по обеспечению долговременной сохранности электронных материалов будет заключаться в том, чтобы управлять движением по пути, начинающегося от выбора, который мы делаем сейчас и идущего через решения, который нам придётся принимать в будущем.»
«Уже сегодня мы должны действовать решительно, хотя мы и знаем, что развитие технологий не обязательно будет вполне соответствовать этому выбору. Хотя никакой выбор не является окончательным, при принятии хорошо обоснованных решений будет принят во внимание процесс перехода к новому решению. Основные изменения в новой редакции документа включают расширение области применения с целью охватить видео- и киноматериалы (moving image content); а также в большей степени признать доминирование контента в виде электронных файлов по сравнению с аналогичными материалами на физических носителях».
Для обеспечения сохранности аудиовизуальных материалов необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
- Сохранение стабильности и оптимальной читаемости физического носителя с использованием наилучших практик;
- Поддержание или обновление технологической системы, необходимой для доступа к информации;
- Преобразование информации в другие устойчиво доступные электронные файловые форматы, пока исходная информация всё ещё доступна.
- По сравнению с более традиционными материалами, аудиовизуальные носители, как правило, более уязвимы в плане потери информации из-за повреждений, вызванных плохим обращением, плохо поддерживаемым оборудованием или плохим хранением;
- Устаревание форматов, подталкиваемое рыночными механизмами, означает, что существует ограниченное «окно возможностей» для сохранения записанного на [аналоговых] носителях контента в электронном виде;
- Необходимо приложить усилия для сохранения носителей в пригодном для использования состоянии столь долго, насколько это возможно;
- «Обеспечить долговременную сохранность документа можно лишь путем копирования контента на новые носители / в новые системы, пока это возможно»;
- «Отделение основной информации от первичного носителя ставит вопрос о подтверждении в будущем аутентичности звука и изображений»;
- Ответственный подход к обеспечению сохранности электронных данных требует наличия систем и технической инфраструктуры, мониторинга состояния файлов и наличия планов миграции носителей и форматов». Эти темы обсуждаются в стандартах ISO 14721 «Системы передачи данных и информации о космическом пространстве. Открытая архивная информационная система. Эталонная модель» (Space data and information transfer systems - Open archival information system (OAIS) - Reference model) и ISO 16363 «Системы передачи данных и информации о космическом пространстве – Аудит и сертификация доверенных электронных хранилищ» (Space data and information transfer systems - Audit and certification of trustworthy digital repositories).
- «Настоятельно рекомендуется, чтобы метаданные фиксировались в соответствии с установленными стандартами, максимально систематическим и согласованным образом»;
- Как правило, следует отдавать приоритет тем документам, которые подвергаются наибольшему риску, связанному либо с деградацией [носителей], либо с техническим моральным устареванием;
- «Архив должен, таким образом, сам быть в курсе новейшей научно-технической информации в сфере аудиовизуального архивирования и обеспечивать соответствующее повышение квалификации своих сотрудников. Сюда входит информацию, связанная с извлечением как первичной, так и вторичной информации с носителей, а также сведения о совершенствовании практики реставрации и обеспечения долговременной сохранности.»
Мой комментарий: Содержание документа следующее:
Назначение документаИсточник: блог «Digital Preservation Matters»
0. Этические соображения
1. Задача аудиовизуальных архивов
2. Первичная и вторичная информация
3. Нестабильность и уязвимость аудиовизуальных носителей
4. Устаревание форматов
5. Защита информации
6. Выбор наилучшего экземпляра и подготовка носителя
7. Оптимальное извлечение сигнала с оригинальных носителей
8. Преобразование в новый целевой формат без модификации
9. Сохранение носителей и систем воспроизведения после преобразования
10. Электронные целевые форматы и точность
11. Сжатие данных и сокращение объёма данных
12. Управление данными: принципы архивации в электронной файловой среде
13. Долговременное хранение файлов
14. Метаданные для обеспечения долговременной сохранности
15. Приоритизация
16. Кооперация
17. Поддержание базы знаний архивов
Состав технического комитета IASA на момент подготовки документа
http://preservationmatters.blogspot.ru/2018/01/the-safeguarding-of-audiovisual.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий