вторник, 27 февраля 2018 г.

Мой доклад об э-раскрытии на Первой международной конференции по цифровой криминалистике и праву «e-Forensics Russia 2018»


16 февраля 2017 года в Москве на Первой международной конференции по цифровой криминалистике и праву «E-FORENSICS RUSSIA 2018» я выступала с докладом «Е-Discovery (электронное раскрытие): Что это такое и зачем о нём нужно знать российским специалистам?».

Видеозапись доклада доступна по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=Z-3Thk8NNbA :


Презентация к докладу выложена по адресу: https://docs.google.com/presentation/d/1b0DZDkhMwo5d6IUDa6y82ozgGNA23aT0UeEqndXnpc4/edit :


Электронное раскрытие (э-раскрытие, англоязычный термин e-discovery) - это элемент процессуального права англосаксонских стран, представляющий собой процедуру обязательного выявления и раскрытия сторонами гражданского спора всех (именно – всех!) относящихся к рассматриваемому делу электронных документов и информации. Термин также применяется в отношении раскрытия информации перед регуляторами или правоохранительными органами в случае расследования.

Электронное раскрытие является частью общей процедуры раскрытия (discovery), охватывающей все документы и информацию, находящиеся в распоряжении и под контролем организации.

В отличие от права стран континентальной Европы (к этому типу права принадлежит право России), ориентированного главным образом на нужды государственного управления, англосаксонское право исторически ориентировалось на интересы ведения деловой деятельности, в том числе на объективное разрешение споров между хозяйствующими субъектами. Если континентальное право позволяет организациям в суде выборочно представлять только выгодные им документы, что ставит в особенно невыгодное положение экономически слабозащищенные стороны -  индивидуальных клиентов и малые и средние предприятия, то англосаксонское право требует полное раскрытие всех документов под угрозой чрезвычайно жёстких санкций, вплоть до признания дела проигранным без дальнейшего рассмотрения по существу, а также крупных денежных штрафов и иных санкций.

Начиная с середины 1990-х годов, в связи с широким внедрением информационных технологий и с появлением признаков неблагополучия в корпоративном управлении крупных компаний, была осознана потребность в модернизации процедуры раскрытия, которая пошла по двум направлениям:
  • Охват процедурой раскрытия не только «официальных документов», но и любых материалов, признаваемых судами деловыми документами в рамках англосаксонского права. Определение деловых документов по сути дела совпадает с определением понятия «документ» в международных стандартах по вопросам управления документами ISO 15489 и ISO 30300, которые к настоящему времени переведены на русский язык и адаптированы как ГОСТы.  В версии ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, документ – это «зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности» (п.3.3).

  • Отказ от формальных требований к тем документам, которые в принципе могут быть приняты судом для последующего использования в ходе судебного разбирательства. Эти требования, в условиях меняющихся технологий, иногда использовались для того, чтобы создать искусственные препятствия противной стороне. В итоге суды начали принимать практически любые материалы, давая им затем свою оценку.

  • Охват процедурой раскрытия электронных документов, а впоследствии и вообще любой электронной информации, которая сохраняется (или может быть сохранена) в электронной форме. Известны прецеденты, когда под э-раскрытие подпадала информация в оперативной памяти компьютеров.
Лидерами в разработке правил э-раскрытия являются США и Канада, причем следует отметить, что правила главным образом разрабатываются представителями юридического сообщества в рамках деятельности «Конференции Седона» (Sedona Conference - некоммерческий правовой идейный центр, в основном занимающийся вопросами обеспечения долговременной сохранности и представления сохраняемой в электронном виде информации) и закрепляются как в кодифицированном праве, так и в судебных прецедентах. Конференцией Седона опубликован целый ряд руководств и рекомендаций, во многом заложивших основу судебной практики в США и Канаде, основными из которых являются «Принципы Конференции Седона» (см.: https://thesedonaconference.org/publication/The%20Sedona%20Principles, на моем блоге пост о 3-я редакция Принципов см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/12/blog-post_94.html) и «Принципы конференции Седона по вопросам э-раскрытия для Канады» (см.: https://thesedonaconference.org/publication/The%20Sedona%20Canada%20Principles на моем блоге пост о 2-я редакции Принципов см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/12/blog-post_94.html ).

Источники: YouTube / GoogleDocs / сайт Первой международной конференции по цифровой криминалистике и праву «E-FORENSICS RUSSIA 2018»
https://www.youtube.com/watch?v=Z-3Thk8NNbA
https://docs.google.com/presentation/d/1b0DZDkhMwo5d6IUDa6y82ozgGNA23aT0UeEqndXnpc4
http://www.eforensics-conference.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий