План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был утвержден Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.12.2017 № 2).
Из 50-ти пунктов плана только в двух запланировано непосредственное участие Федерального архивного агентства (Росархива).
Один из них (п. 01.01.002.004, подраздел «Создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота») предусматривает внесение изменений в федеральные законы «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и/или иные нормативные правовые акты «в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа».
По каждому пункту плана описаны ожидаемые результаты. Отмечу, что именно по этому пункту такое описание самое объёмное во всем плане :)
Должны быть определены и уточнены:
- Понятие электронного дубликата/образа бумажного документа и иные необходимые понятия;
- Условия признания юридической силы электронного документа (в т.ч. в процессе его долговременного и постоянного хранения);
- Структура электронного документа, в том числе необходимый и достаточный набор метаданных для обеспечения долговременного и постоянного хранения электронных документов; единые функциональные, технические и технологические требования к процессу передачи электронных документов из информационных систем на долговременное и постоянное хранение;
- Функциональные, технические, технологические требования к системе хранения, комплектования, учета и использования электронных документов;
- Требования к процедуре идентификации и аутентификации субъектов при предоставлении им доступа к электронным документам, находящимся в режиме хранения; критерии и/или перечень документов, которые существуют только в электронном виде;
- Нормативные основы функционирования общероссийского архива электронных документов;
- Принципы обеспечения юридической силы документов, полученных в результате преобразования из бумажной в электронную форму, а также из электронной формы в бумажную, в том числе с возможным последующим уничтожением исходного документа на бумажном носителе;
- Требования к формату архивного электронного документа, устанавливающие в том числе требования к процедуре преобразования электронных документов в архивный формат, а также виды электронной подписи на документах, передаваемых на долговременное хранение, в случае если в федеральном законе они не установлены, либо в том случае, когда требуемый вид электронной подписи целесообразно изменить;
- Требования к порядку уничтожения электронных документов по истечении сроков хранения;
- Требования к порядку преобразования электронных документов в новые форматы и/или переносу в новые информационные системы для обеспечения их сохранности.
- Требования к обеспечению соответствия систем хранения электронных документов требованиям по безопасности информационных систем, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также требований по проведению контроля выполнения указанных требований по информационной безопасности, в том числе в форме аудита безопасности.
- Возможность хранения документов по месту нахождения исполнительного органа и в иных местах, установленных уставом либо иным локальным нормативным актом; возможность хранения корпоративных документов в электронном виде.
- Требования к процедуре передачи электронных документов организации на хранение в общероссийский архив электронных документов либо в иной государственный (муниципальный) архив, имеющий соответствующие технические и технологические возможности.
- Обязанность организаций и государственных органов принимать документы в виде электронных документов и/или электронных дубликатов документов; исключена обязанность гражданина предоставлять уже выданные ранее государственным органом оригиналы (копии) документов, необходимые для предоставления государственных услуг.
- Исключены коллизии в определении понятия «электронного документа» между Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В числе федеральных органов исполнительной власти названы:
- Росархив;
- Минкомсвязь России;
- Минэкономразвития России;
- Минюст России;
- ФСБ России;
- ФСТЭК России по согласованию с Банком России.
- Фонд «Сколково»;
- Адвокатское бюро «Егоров», Пугинский, Афанасьев и партнеры»:
- ПАО «Сбербанк»;
- ООО «Яндекс»;
- ООО «Таможенно-Брокерский Центр»
- Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации.
Мой комментарий: В центре компетенций по нормативному регулированию создано 14 подгрупп. В подгруппу «Электронный гражданский оборот», которая будет работать над выполнением данного плана, «записались» 83 организации, в том числе Росархив. Пока что нет четкого понимания, как будет налажена эта работа и какую роль в ней должен будет сыграть Росархив.
Росархив вошёл в состав 4-х подгрупп, и по этому поводу достаточно ярко высказался на своем блоге Сергей Дроков: «Передовому отряду специалистов профессиональных компетенций удалось запихнуть Росархив в подгруппы Центра компетенций АНО «Цифровая экономика»: Электронный гражданский оборот, Цифровая среда доверия, Большие данные и Стандартизация… Нескоро поляны травой зарастут… А город подумал, а город подумал, а город подумал – учения идут…» (см.: http://svdrokov.blogspot.ru/2017/12/blog-post_78.html ).
В течение мая-июля 2018 года проекты федерального закона и иных нормативных правовых актов должны быть рассмотрены федеральными органами исполнительной власти, одобрены подкомиссией по цифровой экономике и внесены в Правительство РФ.
В августе 2018 года Росархив по согласованию с Банком России должен внести проект федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Принятие закона запланировано на декабрь 2018 года.
Мой комментарий: Планы неплохие, и дай бог, чтобы они были выполнены. Что касается «передачи документов на хранение в общероссийский архив электронных документов», то сначала такой архив нужно создать, а это, как показывает опыт, требует лет 5 напряжённой работы…
Росархиву очередной раз предлагается за полгода проделать работу, с которой ведомству не удалось справиться за десять предшествующих лет. Теперь ему, наверное, придётся искать субподрядчиков. Я еще раз просмотрела «План работы Федерального архивного агентства на 2018 год» - про реализацию программы «Цифровая экономика» в нём нет ни слова, и запланирована к концу года разработка только одного законопроекта - «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так что планы, вероятно, придётся уточнять…
Замечу также, что до сих пор Росархиву не удалось наладить конструктивного взаимодействия с соответствующим профессиональным сообществом, представители которого нередко придерживаются различных, порой противоположных точек зрения на организацию архивного дела в нашей стране. Я слабо себе представляю, как Росархив сможет организовать эффективную работу с более чем 80 организациями, имеющими собственные деловые интересы.
Консультант Плюс / сайт АНО «Цифровая экономика»
https://data-economy.ru/organization
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=287575
Комментариев нет:
Отправить комментарий