четверг, 8 апреля 2010 г.

Проверено: Закон о доступе к государственной информации работает!

Ещё перед Новым годом я дала себе слово, что обязательно, при первой возможности, проверю, как наши органы государственной власти начнут исполнять требования закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ.

Реализацию своей мечты я начала 15 января, когда на сайте Минкомсвязи заполнила в интернет-приёмной форму обращения. Меня интересовал отчет о проведенной в 2009 году научно-исследовательской работе по разработке проекта закона об электронном документе, каждая страница которого обошлась налогоплательщикам как минимум в 15-20 тыс. рублей. Естественно, что в свободном доступе этого документа не было :)


6 апреля 2010 года я получила  ответ - как по обычной, так и по электронной почте. По простой почте пришло письмо с информацией о том, что отчет по НИР выслан мне по электронной почте. Чуть позже (!) в своем электронном почтовом ящике я обнаружила текст самого отчета. Итак, закон работает!

23 комментария:

  1. Добрый день! Мне также «посчастливилось» получить официальный ответ (в электронке и в конверте) от Минсвязи по поводу ряда международных договоренностей. Правда, направили не сами документы (объемные), а «живые» ссылки на документы Совета Европы.
    Хочу же поделиться опытом применения Закона № 8-ФЗ и «неожиданном» -) ответе.
    В марте я по электронке отправил в Управление Роскомнадзора по Воронежской области запрос на получение доступа к докладу начальника отдела А.А. Ефремова «Нарушения законодательства о персональных данных, выявляемые в ходе проверок и пути их профилактики и устранения». Доклад состоялся в рамках семинара «Защита персональных данных: требования законодательства и ответственность», организованным (обратите внимание!) Центром защиты прав СМИ и Экспертным бюро информационного права. Согласитесь, наименование доклада настолько многообещающие, что можно было бы ожидать ответа на множество практических вопросов… -))
    Официальный ответ (исх. № 01-35/912 от 01.04.2010) от государственных гражданских служащих таков: «… Доклад… А.А. Ефремова… был сделан в устной форме, стенограммы семинара в Управлении Роскомнадзора по Воронежской области не имеется. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 7 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ… информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема».
    Полагаю, в целях сбора и систематизации практического опыта граждан России в использовании Закона 8-ФЗ (Вы, как всегда молодец, Наталья Александровна!), нужно учитывать и такие примеры.
    Т.е. получается государственные гражданские служащие, потратив деньги налогоплательщиков на подготовку и проведение семинара, своих аналитических докладов, в нарушение целого ряда нормативных требований к документированию подобного рода коллегиальных мероприятий государственного учреждения – всего лишь «болтали языком»… -))) С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  2. Только что я отправил по электронке свою просьбу ув. члену Экспертного совета МОО "Информация для всех" к.ю.н. Алексею Александровичу Ефремову прокомментировать свой комментарий на Вашем блоге -)))))))) С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья, у меня к Вам вопрос.
    На конкурс участники заполняют подробное предложение о реализации ИТ-проекта, по которому определяется квалификация и качество заявки. В дальнейшем реализация проекта делается на основание этого предложения.
    Я хочу запросить от заказчиков материал с предложением победителя, так как у меня есть большие сомнения, что всё что там наобещал победитель выполняется.
    Вопрос: Обязан ли заказчик (ФОИВ) предоставить мне эту информацию.

    ОтветитьУдалить
  4. С.В. Дроков>> ...в нарушение целого ряда нормативных требований к документированию подобного рода коллегиальных мероприятий государственного учреждения

    Ваше замечание о том, что такие мероприятия желательно документировать, IMHO справедливое. Однако законодательно-нормативные требования не нарушены - государственный орган, по закону, обязан дать ту информацию, что у него есть (кстати, это более жёсткое требование, чем в большинстве зарубежных стран, где дают только имеющиеся документы). Раз не задокументировали (а нормативных требований о документировании семинаров я не встречала) - значит, и давать нечего.

    ОтветитьУдалить
  5. evgeniy1001>> Вопрос: Обязан ли заказчик (ФОИВ) предоставить мне эту информацию

    Обязан. Причём если какую-то часть информации удастся подвести под те немногие пункты, позволяющие отказать в её раскрытии, то документы всё равно быть предоставлены, закрытая информация из них - вымарана, и по каждому удаленному блоку информации должно быть указано основание для непредставления. А чтобы, скажем, информация была отнесена к коммерческой тайне, должны быть соблюдены установленные соответствующим законом правила оформления таких документов.

    ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ

    Статья 5. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен

    1. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

    2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

    Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу

    4. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

    ОтветитьУдалить
  6. Наталья, большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. На семинаре, публичное проведение которого было размещено на официальном портале государственного органа власти, заслушивались не сообщения или уведомления «любителей» «поговорить», а доклады государственных гражданских служащих. Эти служащие представлялись «начальниками» и «руководителями».
    В соответствии с рядом законодательных требований, распространяющихся на деятельность государственных гражданских служащих, а также потраченных государственных средств на мероприятия по подготовке и проведению семинара, докладов (включенных в смету расходов государственной организации) – «отговорки» о якобы отсутствовавшем документировании, с точки зрения, налогоплательщика – неуместны. Есть ряд конкретных примеров из зарубежной практики -))
    Если бы они встретились на «опушке леса» и «попивая чаек» рассуждали о проблемах законодательства и путях профилактики правонарушений, то тогда, конечно же… С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  8. Кстати, помимо регулирующей среды деятельности государственных гражданских служащих, имеется и Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (в ред. 2003 г.)
    И не случайно, статья 46а устанавливает конкретный срок хранения документов для подобного рода «мероприятий» (имеется в виду, конечно же «не чаек на опушке леса» -))) – 5 (пять) лет ЭПК. Это к вопросу процессов документирования в России… С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  9. В соответствии с рядом законодательных требований...

    Ссылки на конкретные закнодательно-нормативные акты, пожалуйста :))

    Есть ряд конкретных примеров из зарубежной практики -)

    Есть - из зарубежной практики...

    статья 46а устанавливает конкретный срок хранения документов для подобного рода «мероприятий»

    Наличие срока хранения для документов определенного вида не означает, что государственный орган обязан их вообще создавать.

    Я ведь не спорю, что документировать было бы неплохо - но закон не обязывает. Вы ведь за правовое государство? Тогда добивайтесь изменений в законодательстве.

    ОтветитьУдалить
  10. Наталья, я хотел бы обратится к Вам за консультацией. Возможно ли это сделать через электронную почту? Для этого мне нужен Ваш электронный адрес, мой 5@678.ru. С уважением Лернер Евгений.

    ОтветитьУдалить
  11. Наталья Александровна, законодательство обязывает государственного гражданского служащего подтвердить им же официально заявленное действие. А именно - доклад (не "тост на пирушке"). Подобного рода деятельность (еще раз - деятельность) учитывается при составлении бюджета госорганизации. Т.е. доклад проплачен налогоплательщиками. Перечень типовых... в т.ч. "привязан" к "бюджетированию". Никакого дополнительного законодательства "искать" не требуется. Это специфика нашей с вами предметной области. Насчет ссылок готов их (и не только) представить при участии в разработке "нулевой главы" для России... Кстати почему то нет известий от "инициатора" с подтверждением о включении в состав группы, хотя обращение было публичным. -)) Никакой борьбы за изменение в законодательстве и не требуется. Это - глупость... Надо просто его знать и "регулировать"... Что Вы и сделали при ответе ув. evgeniy1001 (сославшись всего лишь на 8-ФЗ). -))) С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  12. Евгений,

    Пишите мне по адресу: sspchram@tochka.ru Постараюсь ответить.

    ОтветитьУдалить
  13. ...при участии в разработке "нулевой главы" для России... Кстати почему то нет известий от "инициатора" с подтверждением о включении в состав группы, хотя обращение было публичным. -))

    Хороший вопрос! Когда получите ответ от "инициатора", мне тоже пришлите, пожалуйста, весточку :)) На всякий случай замечу, что в моих личных планах написание "нулевых глав" на данный момент не числится.

    ОтветитьУдалить
  14. Вы, Наталья Александровна, как богиня Шива (защитница богов и мирового порядка от демонов) -)) Я отправил запрос в Межрегиональную общественную организацию в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» (МОО «Информация для всех»). Пусть рассудят… Исполнитель отказа в доступе, помимо статуса государственного гражданского служащего, еще и член Экспертного совета МОО «Информация для всех». С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  15. В продолжение темы (и «чистоты эксперимента») представляю официальный ответ Межрегиональной общественной организации в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» (МОО «Информация для всех») http://community.livejournal.com/ifap_ru/89729.html
    Как инициатор «обращения» «всем людям доброй воли» (какая «прелесть»: всегда, пожалуйста!) -)) добавлю, что вопросы документирования деятельности органов исполнительной власти – предметная область, требующая квалификации, опыта и знаний. Тем более в ракурсе реализации Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ. Для того чтобы «что то» «требовать» следует знать «регулирующие сферы», в т.ч. ответственность государственных гражданских служащих. В конкретном случае, Наталья Александровна, Вы оказались правы и с точки зрения «людей доброй воли»: государственным гражданским служащим «разрешается» «говорить», и отказывать в доступе в документальном подтверждении «слов» за деньги налогоплательщиков. Кому надо, тот должен «присутствовать» при их «произнесении» в нужном месте. Удобная «позиция», как оказалось, и для «людей доброй воли». -)) С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  16. ...государственным гражданским служащим «разрешается» «говорить», и отказывать в доступе в документальном подтверждении «слов» за деньги налогоплательщиков. Кому надо, тот должен «присутствовать» при их «произнесении» в нужном месте.

    Сергей Владимирович, повторюсь ещё раз: закон достаточно чёток по этому поводу. Если у государственного органа информация есть (в виде текста или тезисов доклада, программы мероприятия, презентации, стенограммы, аудио- или видеозаписи, фотографий и т.д.), Вы вправе получить к ней доступ. Закон не обязывает государственный орган создавать информацию специально для того, чтобы ответить на Ваш запрос. Наше законодательство также не обязывает государственных чиновников документировать каждое сказанное ими слово - как бы порой гражданам этого и ни хотелось.

    Ссылок на какие-либо законы и нормативные документы, требующие задокументировать выступление чиновника на подобном семинаре, Вы так и не привели (да их и нет) - а даже самые логичные и эмоциональные аргументы закон не заменяют.

    Я считаю, что справедливость не должна быть односторонней, и что "наезжать" на конкретного чиновника, который ничего не нарушил - ни законов, ни каких-то сложившихся традиций, ни даже рекомендаций - нечестно.

    В данном конкретном случае Вы могли или обратиться напрямую к докладчику с просьбой добровольно предоставить Вам информацию, или переформулировать свой запрос в ведомство. Если Вас интересует позиция ведомства по какому-либо конкретному вопросу, или какие-то конкретные факты, то Вы можете запросить не текст доклада конкретного человека на конкретном мероприятии, а имеющуюся документированную информацию по соответствующей теме.

    ОтветитьУдалить
  17. Наталья Александровна, написав про «регулирующие среды» документирования текущей деятельности органа государственной власти (ОГВ) во взаимосвязи с реализацией конституционных прав гражданина в доступе к информации, подтвержденных Законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, я не мог предположить о необходимости «ликбеза» его (закона) «интероперабельности и трансграничности» -) с другими государственными актами. По моему, несколько «странновато» при формализации запроса, руководствоваться исключительно 8-ФЗ. Или, по мнению «людей доброй воли», не предполагать о наличии «кипы бумажек, которую докладчик монотонно зачитывает, вынося мозг слушателям». -)
    Вы пишите: <…> (…нормативных требований о документировании семинаров я не встречала) <…> Если у государственного органа информация есть (в виде текста или тезисов доклада, программы мероприятия, презентации, стенограммы, аудио- или видеозаписи, фотографий и т.д.), Вы вправе получить к ней доступ. Закон не обязывает государственный орган создавать информацию специально для того, чтобы ответить на Ваш запрос. Наше законодательство также не обязывает государственных чиновников документировать каждое сказанное ими слово - как бы порой гражданам этого и ни хотелось. Ссылок на какие-либо законы и нормативные документы, требующие задокументировать выступление чиновника на подобном семинаре, Вы так и не привели (ДА ИХ И НЕТ) - а даже самые логичные и эмоциональные аргументы закон не заменяют.
    Дроков: Что ж, предлагаю остановиться хотя бы на постановлении Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». В частности, приложении к нему «Перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет».
    Напомню, меня заинтересует доступ к ИТОГАМ официального мероприятия территориального органа исполнительной власти, подлежащих размещению в сети Интернет в течение одного рабочего дня после окончания указанного мероприятия. См.: п. 23 Перечня информации. Форма мероприятия – СЕМИНАР. А значит – форма документирования СЕМИНАРА имеется, если бы ее (формы) не было, с чего бы это, вдруг, в постановлении официальное мероприятие было бы поименовано «семинар». Правда ведь? -)
    П. 24 Перечня информации также прямым текстом именует следующую форму документирования «Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов». Напомню еще раз, меня интересует доклад (т.е. текст, а не «произнесенные в воздух» слова), сделанный на официальном мероприятии, анонс которого был официально размещен на официальном сайте территориального органа ОГВ. Данный пункт также предусматривает срок для публичного доступа «текстов». Данный пункт также предусматривает срок для публичного доступа «текстов».
    П. 26 Перечня информации касается форм документирования «информации о результатах проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий…» Напомню еще раз, меня интересует доклад, содержание которого (судя по официальному названию на официальном сайте территориального органа ОГВ) непосредственно касается «Нарушений законодательства о персональных данных, выявляемых в ходе проверок…»
    Итак, форма документирования СЕМИНАРА имеется, в наличии обязательства по публичному доступу к итогам деятельности территориального органа ОГВ, установлены сроки доступа, инет-форма. С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  18. Коллега "Анономный", мне кажется, что вы не совсем точно пытаетесь представить закон 8-ФЗ и постановление правительства РФ № 953. Дело в том, что семинар, на котором выступал чиновник был не официальным мероприятием органа власти, а обычным мероприятием, проводимым некоммерческой организацией. Едва ли доклад А.А. Ефремова можно назвать официальным выступлением или заявлением руководителя или замруководителя территориального органа ФОИВ. Все дело в статусе мероприятия. Уверен, что мы с Вами (налогоплательщики) ни копейки на это мероприятие не выделили - именно это должно являться мерилом "официальности".
    Обращались ли Вы к организаторам семинара - в Центр защиты прав СМИ? Если нет, - попробуйте.

    ОтветитьУдалить
  19. меня заинтересует доступ к ИТОГАМ официального мероприятия

    1. Мероприятие (здесь я согласна с автором предыдущего комментария) не было официальным, – если, конечно, использовать общепринятое понимание термина «официальное», - его проводил не государственный орган, а некоммерческая неправительственная организация. Участие в мероприятии отдельных представителей государственных органов не делает его официальным.

    2. Вы запрашивали информацию о конкретном докладе – сами же пишете «меня интересует доклад». Отдельный доклад даже за уши трудно втянуть в число «итогов мероприятия».

    3. Полностью пункт Постановления Правительства, на который Вы ссылаетесь, звучит так: «23. Информация об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций федерального органа исполнительной власти, а также об официальных мероприятиях, организуемых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами (заседания, встречи, брифинги, семинары, круглые столы и другие мероприятия), в частности анонсы предстоящих официальных визитов и рабочих поездок, официальных мероприятий и их итоги».

    Орган исполнительной власти не являлся организатором данного мероприятия. Тем не менее, о проведении этого мероприятия он проинформировал на своём сайте. Поскольку мероприятие не было официальным, публиковать на сайте информацию о его итогах государственный орган обязан не был. Кроме того, Вам, думаю, прекрасно известно, что у семинаров в большинстве случаев никаких «итогов» и не бывает. Даже если бы Вам удалось доказать, что этот пункт имеет отношение к делу, всё, к чему он обязывал бы госорган – это две строчки текста на сайте.

    Мои аргументы, как я чувствую, всё равно Вас не убедят. Так почему бы Вам не обратиться за консультацией к профессиональному юристу? :)

    ОтветитьУдалить
  20. Наталья Александровна, пожалуйста, не «прогоняйте» меня, -) ведь поднятая тема более чем любопытна в практике реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности ОГВ. Посмотрите, какие «нюансы» выявляются: ОГВ официально уведомил на официальном портале (думаю, не стоит ссылаться на законодательный акт, определяющий «статусность» и значимость данного государственного информационного ресурса -) ) об участии государственных гражданских служащих на семинаре общественной организации. Форма участия - доклад, официально поименованный «Нарушения законодательства о персональных данных, выявляемых в ходе проверок…» А как этот факт сочетается с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (в ред.). В частности, пп. 9, 10, 13 статьи 17 и т.д.? Ведь «люди доброй воли» МОО «Информация для всех», вроде как, «отрешились» от выступавшего государственного гражданского служащего. Так в какой роли «выступали» с текстами докладов государственные гражданские служащие. Именовали бы себя просто – нет, не царь -) а гражданами. И кто должен теперь предоставить доступ к их докладам? По совету обращусь в Центр защиты прав СМИ. Авось там помогут… С уважением, С.В. Дроков – просто гражданин -)

    ОтветитьУдалить
  21. Коллега, кроме того рекомендую обратиться за советом в профильную НКО - институт развития свободы информации. Они заточены на "вынимание" информации из госорганов и федеральный закон о доступе к информации 8-ФЗ и постановление правительство, на которые вы ссылаетесь, - их рук дело. Они вам точно помогут: www.svobodainfo.org
    Не пожалеете.

    ОтветитьУдалить
  22. Наталья Александровна, пожалуйста, не «прогоняйте» меня

    Сергей Владимирович, я Вас не прогоняю :) И тема важная. Я лишь призываю к умеренности в требованиях - пусть государственные органы сначала привыкнуть выполнять то, что бесспорно положено по закону (и не будем забывать, что на выполнение такого рода запросов государственным органам ни штатов, ни зарплаты добавить никто не удосужился - в этом отношении зарубежный опыт нам не указ).

    ОтветитьУдалить
  23. Коллеги, здравствуйте! Я получил записи выступлений представителей Управления Роскомнадзора по Воронежской области на этом семинаре от участников семинара. Сейчас "пережевываю" -). Складывается двоякое впечатление от "официоза" на публике и отчетов проверок на соблюдение организациями законодательства по персональным данным в Воронеже. Наверное, поэтому и отказали в доступе. Наталья Александровна, эта тема - "непаханное поле"... -) С уважением, С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить