В отчете анализируются основные препятствия для организации службы проверки подписей и их трансграничного использования, предложены два основных варианта решения проблемы.
Приведенный ниже фрагмент взят из резюме для руководства:
В предыдущих отчётах о ходе исследований по тематике «Европейской федеративной службы проверки подписей» (European Federated Validation Service, EFVS) мы изучали возможность создания в европейском масштабе службы проверки электронных подписей, основанной на федеративной модели, объединяющей местных (например, национальных) поставщиков соответствующих услуг. Выпущенная серия отчётов, однако, показала, что создание такой функциональности (и в целом служб проверки подписей) в настоящее время связано с большими проблемами на трансграничном уровне, поскольку между изученными решениями очень мало сходства по видам предоставляемых услуг.Второй фрагмент – из введения:
Кроме того, пока еще остаётся много открытых вопросов, - в том числе связанных с качеством сертификации, качеством подписей, политикой проверки подписей, проверкой в долгосрочной перспективе, семантикой, материальной ответственностью, взаимоотношениями между заинтересованными сторонами (поставщиками услуг проверки подписей, удостоверяющими центрами, полагающимися на подписи сторонами и подписантами), и т.д. На практике поставщикам услуг проверки подписей приходится решать эти вопросы самостоятельно, получая на европейском и международном уровне очень немного рекомендаций относительно выбора наиболее приемлемых решений. Это крайне осложняет задачу создания службы проверки подписи, способной работать на общеевропейском уровне.
В данном отчете рассматриваются возможности по такой ликвидации этих пробелов, которая бы позволила поставщикам соответствующих услуг работать на общеевропейском уровне, в рамках последовательной и всеобъемлющей концепции, решающей оставшиеся правовые, технические проблемы и проблемы обеспечения доверия.
Проведенный анализ показал, что для решений по проверке подписей в настоящее время есть две варианта создания доверия на трансграничном уровне. Первый вариант предусматривает использование возможностей, заложенных в существующей модели доверия, созданной Евродирективой об электронных подписях, которая ввела концепцию квалифицированного сертификата и передала этот вопрос под национальный контроль. Это означает, что квалифицированные сертификаты могут выиграть от придаваемого им по умолчанию доверия, основанного на едином правовом режиме (т.е. на Директиве и ее национальных адаптациях), который реализуется (по крайней мере, в теории) благодаря равноценным национальным режимам контроля.Источник: сайт ePractice.eu
Есть ряд практических трудностей, из-за которых такой подход сложно последовательно применять в европейском масштабе, - однако это большей частью сравнительно мелкие проблемы, которые можно урегулировать в рамках существующего права и концепции доверия. Ряд шагов, которые могут быть сделаны для решения этих проблем, в настоящее время предлагается в контексте проекта «Трансграничная интероперабельность электронных подписей» (Cross-Border Interoperability of eSignature, CROBIES), выполняемого компанией Siemens.
Второй вариант предусматривает ведение деятельности в основном на договорной основе, которая не зависит исключительно от европейской нормативной базы и её модели доверия. Путем заключения соответствующих контрактов, такие поставщики услуг также могут предложить полезные трансграничные услуги по проверке в отношении подписей, не основывающихся на квалифицированных сертификатах, - что потенциально обеспечивает им более широкую сферу применения.
В этом случае поставщик услуг устанавливает собственные нормы и стандарты, которые он применяет их к произвольному числу выбранных УЦ, и которые он предлагает своим клиентам в соответствии с их потребностями. У такого подхода есть преимущество применимости в международном масштабе (поскольку нет необходимости явно привязываться к европейским нормам и стандартам), но он одновременно требует намного больших усилий и ответственности от поставщика услуг проверки подписей как от единственного источника доверия (одновременно обеспечивающего технические и правовые гарантии).
С точки зрения интероперабельности, использование данного варианта создает риск того, что различные поставщики услуг будет применять различные нормы и стандарты, и в итоге им же будет сложно сопоставить гарантии, обеспечиваемые различными поставщиками услуг проверки подписей.
Таким образом, у существующей европейской концепции электронных подписей есть потенциал для поддержки интероперабельности подписей, основанных на квалифицированных сертификатах, поскольку Директива об электронных подписях содержит концептуально здравую основу для доверия к таким подписям, - хотя кое-какие важные вопросы (рассматриваемые в рамках проекта CROBIES) ещё предстоит решить.
Тем не менее, даже в отношении подписей, основанных на квалифицированных сертификатах, всё еще остаётся ряд сложных открытых вопросов, в том числе желательность разработки единого подхода к соответствующему надзору над деятельностью УЦ (в настоящее время такой надзор является чисто национальной компетенцией); урегулирование вопроса о том, необходимо ли получать заключение уполномоченного органа для того, чтобы устройство для создания подписи считалось «защищённым»; и сложность надежной проверки в долговременной перспективе в отсутствие законченной концепции услуг, связанных со временем (отметки времени, электронная архивация и т.д.).
Что касается электронных подписей, не основывающихся на квалифицированных сертификатах, то здесь проблемы еще сложнее, особенно в связи с тем, что Директива об электронных подписях не предоставляет убедительной основы для доверия к таким подписям. Надзор требуется только над поставщиками публичных сертификационных услуг; и хотя схемы добровольной аккредитации теоретически могут решить некоторые из вопросов о доверии к подписям других типов, однако подобные схемы могут достаточно вольно определяться на национальном уровне (т.е. схемы разных стран не будут эквивалентными), и они не являются обязательными. В этой связи в отчете сделан вывод о том, что проверка электронных подписей сталкивается с серьезными препятствиями, как на техническом, так и на правовом и оперативном уровне.
В проекте EFVS эти вопросы рассматриваются с точки зрения проверки подписей на европейском уровне. Проект CROBIES, с другой стороны, изучает проблему интероперабельности электронных подписей в целом, но особенно уделяет внимание этой проблеме в контексте трансграничного использования. Занимаясь проработкой возможных улучшений в рамках последовательного глобального и долгосрочного подхода, проект CROBIES одновременно ищет и возможности для получения быстрого эффекта, которые могли бы существенно улучшить интероперабельность электронных подписей. К их числу в первую очередь относятся: создание единой концепции национальных «списков доверенных поставщиков» (Trusted Lists), в которые включаются контролируемые / аккредитованные поставщики сертификационных услуг; усилия по стандартизации в области электронных подписей, - в частности, в связи с профилями сертификации, профилями защищённых устройств для создания подписи (SSCD) и форматами подписей; а также разработка критериев в плане надзора и контроля.
Однако, поскольку в проекте CROBIES ставится цель достижения быстрой отдачи, постольку ему приходится опираться на существующие рамки, определенные Директивой об электронных подписях. В итоге проект сталкивается с теми же, уже названными выше трудностями: существенной отдачи от него можно ожидать главным образом в отношении подписей, основанных на квалифицированных сертификатах, и куда меньшей – в отношении других видов усиленных подписей. Точно так же по-прежнему остаётся ряд открытых вопросов.
http://www.epractice.eu/files/Common%20Solution%20Model-%20Completion%20of%20the%20framework%20for%20Signature%20Validation%20Services%20-%20Final%20Report.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий